Не технологичность, а сложность. Классические примеры это ходовая и коробка Тигра, необходимость менять гусеницы при перевозке, очень большой вес при меньшей броневой защите чем у ИСа. Да я это уже не первый раз повторяю. Разве применение многокатковой подвески в нашей грязи не является просчетом?
Выше я местами повторил Ваш коммент, это оттого, что написал я его еще утром, но не мог отправить.
Многокатковая подвеска увеличивает плавность хода, больше она низачем не нужна. Да, в ремонте очень неудобная. Зато плавность хода сама по себе позволяет экипажу раньше увидеть противника, а иногда и стрелять прямо с хода. Что значит "первым увидеть противника"? Это значит зачастую остаться в живых. Танкисту лучше все же перебрать всю дурацкую подвеску, чем сгореть в танке... Хотя перебирать, конечно, ужасно.
Конструктивно Тигр I, пожалуй, самая удачная машина вермахта. До конца 1943 года он был по совокупности боевых свойств сильнейшим танком мира.
Достоинств у него немало:
мощное вооружение и бронирование (сопоставимые в танковом сражении с ИС-2)
продуманная эргономика (экипаж меньше устает и быстрее действует. а легкость управления позволяет членам экипажа заменять друг друга, отличие от МС, где это проблематично)
качественные приборы наблюдения (опять первым увидел - остался жив. Советские прицелы были неплохи, хотя и уступали немецким, а приборы наблюдения были хуже, срадства наблюдения вообще были больным местом советских танков)
средства связи (тут без вопросов - связь быть должна, и она должна быть надежной).
После устранения "детских болезней" надёжность нареканий в целом не вызывала, перестали массово перегреваться двигатели и разваливаться коробки. К слову, у Т-34 поначалу тоже было немало "детских болезней".
Недостатки -
высокая сложность и стоимость производства
низкая ремонтопригодность ходовой части
малый запас хода. Например, по пересеченке запас хода был всего около 100 км. Расход бензина доходил до 1000 л на 100 км. Запас хода Т-34 был - 250-300 км, ИС-2 - около 200 км.
Ну а что касается бронирования, то и тут все не так однозначно. Максимальное бронирование при терпимой массе и габаритах даром не далось. Ну да, при той же массе в 46 т ИС был лучше защищён, чем 55-тонный Тигр. Однако из-за плотной компоновки пришлось отказаться от люка механика-водителя, а часть топливных баков разместить в боевом отделении. В результате при поражении ИС-2 солярка нередко воспламенялась и попадала на танкистов. У немецких танков бензобаки располагались вне обитаемых мест машины.
Отсутствие люка механика-водителя не раз приводило к тому, что раненый танкист не мог быстро покинуть горящую машину (требовалось выбираться через башню после других членов экипажа) и погибал от пламени или удушья.
Ну и так далее. Перечислять можно очень долго. Ясно, что недостатки есть и здесь, и там. И есть достоинства. Но все же нельзя забывать основное: ИС-2 это танк прорыва, его назначение - проломить оборону, он создавался именно для этого. Вплоть до того, что передаточные числа КПП были подобраны так, чтобы он мог равномерно, без рывков, двигаться со скоростью наступающей пехоты.
они были умными в смысле науки, инженерии и военной тактики......а вот стратегического ума не хватило, чтобы понять бесперспективность войны со всем миром одновременно.
Они не читали Бисмарка, который предупреждал... А читали Тарле, да и то начиная с зимы 1941-го.