До вас очень туго доходит, попробую разжевать. Вязкость воды она не маленькая и не большая - она такая, как есть (кстати, есть куча гораздо менее вязких жидкостей!). И при больших скоростях нужны огромные силы, чтобы эту вязкость преодолеть - мотор на самой захудалой казанке сил 30.
Уважаемый, еще раз: прослушайте еще раз школьный курс физики, у вас жуткая мешанина и какие-то обывательские представления.
Причем здесь Казанка и её мотор? Вы бы еще Титаник приплели, или Наутилус капитана Немо 
Просто поразительно, как человек может крепко позабыть школьную физику и путать меж собой вязкость, плотность и мощность.
Жидкостное трение в ДВС это режим, при котором детали разделены тонкой масляной пленкой, измеряемой в мкм.
И для перемещения одной поверхности относительно другой требуется лишь создание усилия, необходимого для скольжения частиц масла относительно друг друга (внутреннее трение) или частиц масла относительно поверхности (внешнее трение).
Коэф-т жидкостного трения масла в ДВС при наиболее благоприятных условиях доходит до 0,001.
А у воды это значение гораздо меньше, т.к. ее плотность ниже, чем плотность масла.
И если, допустим, ваша Казанка весит 250 кГ, то для того, чтобы ее перемещать в режиме жидкостного трения (пренебрегая силой сопротивления воздуха), достаточно приложить силу менее 0,25 кГ.
Еще проще: можно перемещать Казанку волоком по льду силами одного человека? Думаю получится. А между тем коэф-т трения металл-лед примерно 0,01 - в 10 раз выше, чем в режиме жидкостного трения. И тем не менее обычный человек ее тащит волоком особо не напрягаясь.
Вот очень доступно изложенно, прочитайте и все поймете http://www.pandia.ru/text/77/253/53990.php
Когда тело, летящее с 70м касается воды, то этой вязкости хватает, что бы разломать череп и переломать половину костей (недавно одна девица прыгала от неразделенной любви). И там и там работает вязкость.

Уважаемый, вязкость это не плотность. В школу еще раз сходите.
Вы заявили, что если горячая вязкость одного масла 1 а второго 3, то она практически одинаковая, различается "всего" на две единицы, жидкая как вода и разницы в вязком трении нет - это чистый бред, вам точно нужно в школу, порешать задачки, класс так за 5-6. Физика наука точная
Ну так порешайте: в одном примере кэф-т трения 0,001; в другом 0,003; масса одинакова, допустим 100 кГ.
Какое будет усилие сдвига в первом и втором случае? Колоссальная разница, да?
Опять же вы, в своей манере, вырываете из моего текста маленький фрагмент и начинаете его крутить-вертеть.
Я же писал не так, а говорил, что
при Т более 100 С вязкость масел 0-20 и 5-40 становится практически одинаковой, и стремиться к вязкости воды, т.к. чем больше Т, тем меньше различие в вязкостях и тем ниже значение вязкости.
На мощностных режимах Т масла при работе в кольцах доходит до 250 С и выше, в подшипниках до 180 С. При таких Т значение вязкости этих двх масел практически одинаковая (у сороковки 3-4 сСт).
А раз так, то
а) потери на жидкостное трение у них будут сопоставимы;
б) толщина масляной пленки будет сопоставима, т.е. риск возникновения полужидкостного или граничного трения при использовании этих масел при прочих равных условиях будет примерно одинаковый.
Я вроде уже писал: чем ниже будет Т работы масла в разичных зонах мотора, тем больше будет выигрыш по топливной экономичности ДВС при использовании 0-20 по сравнению с 5-40 и 10-40.
Чем выше средняя эксплуатационная частота вращения КВ, тем больше будет экономия топлива при применении 0-20. Проще говоря, если вы постоянно гоняете мотор при 5 - 10 тыс об/мин, то 0-20 поможет сэкономить топливо по сравнению с 0-40
Но снизит путевой расход топлива не в 2 раза, и даже не на 5%, ибо потери из-за РАЗНИЦЫ в вязкости масла в общих потерях это капля в море.
Выигрыш несомненно будет, но он очень мал, ибо это выигрыш не в расходе топлива АВТОМОБИЛЕМ, а в расходе топлива ДВИГАТЕЛЕМ.
Для понимания: расход бензина Октавией на ХХ около 0,7 л. за час. При движении Октавии со скоростью 100 км/ч расход 6-7 л. Разница за один и тот же промежуток времени почти в 10 раз, и разница из-за увеличения потерь топлива по вине ав-ля, а не его двигателя.
Еще раз читайте вдумчиво: вязкость масла 5-20 при 100 С около 8 сСт, а при минус 18 - 1250 сСт, т.е. больше на 1242 сСт.
А вязкость 10-30 при -18 может составить 6000 сСт, т.е. больше на 4750 сСт чем вязкость 5-20, то есть болше на 4750 значений вязкости воды.
В первом случае разница на 4 сСт, а во втором - 4750 сСт.
Отсюда очевидно: сантистокс чрезвычайно малая величина, это как грамм в кг. Или кг в тонне.
Допустим при прочих равных условиях ваша машина легче моей на 3 кг, намного будет меньше путевой расход топлива вашей машиной? То, что будет меньше - спора нет.
А вот насколько меньше?
То же самое сравнивать 0-20 и 0-40 и 5-40. Да, если 0-20 обеспечит режим жидкостного трения, то расход будет ниже, чем на 0-40 и 5-40. Но не на 0,5 л на 100 км при среднем расходе 10 л. на 100 км.
Но при режимах, когда 0-20 не сможет обеспечить жидкостное трение, расход топлива может стать выше, чем на 0-40.
Короче говоря вы опять ничего не поймете.
Сообщение отредактировал zornoe@: 19 June 2014 - 11:20