и чтоже там "зацепляется" ? Ламели чтоли ?
Я тебе приведу текст одной из статей, которая еще не печаталась
На самом деле особых чудес тут нет. Любой мало-мальски грамотный автоинженер хорошо знает, что моделировать сложнейший процесс, возникающий при контакте протектора шины с опорной поверхностью, основываясь лишь на простейших особенностях взаимодействия двух примитивных физических тел без обязательного введения дополнительных многочисленных величин и различных поправочных коэффициентов – все равно, что пытаться предсказать будущее посредством хрустальных шаров. Это дилетантский подход и пустая трата времени. Испытания автомобилей часто преподносят неожиданные сюрпризы, зачастую опровергая даже сложнейшие и на первый взгляд весьма достоверные теоретические расчеты. Объясню на простых примерах.
Когда колесо неподвижно и прижато к дороге весом автомобиля, между шиной и поверхностью асфальта возникает сложная физическая связь. Асфальт имеет микроскопические углубления, в которые шина, словно осьминог, запускает свои резиновые щупальца. В свою очередь и у асфальта имеются свои острые когти – микроскопические выступы, которые он, словно кот в дерево, запускает в шину. Данные достаточно сложные взаимодействия и создают силу сцепления шины с дорогой, при этом коэффициент сцепления Ксц обычно составляет 0,8…0,9.
Когда заблокированная тормозным механизмом шина скользит по асфальту, происходит ее нагрев, и физические свойства резины изменяются. Она размягчается, запускает в асфальт больше щупалец, и в итоге сильнее тормозит движение машины, при этом Ксц повышается (хотя по законам физики он должен снизиться вследствие перехода трения покоя в трение скольжения) и может достигнуть значения 1,1...1,2. Поэтому при экстренном торможении машины без АБС на асфальте при определенных относительно небольших скоростях тормозной путь может быть меньше, чем при торможении с АБС. Но если процесс торможения блокированной шины затягивается по времени (экстренное торможение при высокой скорости), то температура верхнего слоя протектора в пятне контакта чрезмерно возрастает, вследствие чего резиновая смесь сильно размягчается, и начинается интенсивное отслоение частиц резины. В этом случае Ксц очень быстро снижается и становится гораздо меньше, чем был до начала торможения, что влечет увеличение тормозного пути.