Но мы-то не мастера спорта СССР. Для уровня вождения продвинутой домохозяйки, которая не проходит повороты в управляемом заносе и не умеет одной ногой одновременно давить газ и тормоз, полный привод априори безопаснее, хотя бы потому, что на миксе машина идет увереннее. Она просто едет там, где монопривод уже начинает шлифовать.
Я - точно не мастер спорта, коллега. Но мастер спорта и КМС, ныне тренеры, и в т.ч подвизающиеся в повышении водительской квалификации обычных "домохозяинов" и "домохозяек" помогают ответить на этот вопрос в нашей Конференции, и дабы не менторствовать, приписывая себе знания и навыки, полученные благодаря им, я попросту приведу их слова, которые легли в основу одного газетного материала:
Цель материала - В ходе эксперимента на автополигоне выяснить и описать, какой тип привода в сложных дорожных условиях и на скользком дорожном покрытии лучше с т.зр. обычного, спокойного водителя.
Автомобили:
- Задний привод. BMW E36
- Передний привод. Citroen Xsara
- Полный привод. Subaru Impreza
Водители:
Девушка, стаж пять лет. Опыт на заднем приводе. (это её Биимер)
Хлопец, стаж пять лет. Опыт на переднем приводе. (это его Ситроен)
Эксперты, управляющие экспериментом:
МС СССР, ралли, преподаватель по дисциплине "Автоспорт" местного универа физкультуры и спорта, директор школы водительского мастерства.
КМС РБ, ралли, судья первой национальной категории по автоспорту, "Пан Спортсмен" редакции газеты (он и писал статью), преподаватель упомянутой школы. (Это его Импреза).
Суть эксперимента - Все водители из "подопытной" группы ездят по снежно-ледяным дорожкам на всех машинах по очереди. Три подхода у каждого на каждой машине. Время прохождения хронометрируется, но цель - не "гонки". Вождение - в обыденном режиме, время просто покажет, на ЧТО уходит больше времени у водителя. На езду, или "сражение" с трассой и машиной на ней. Впрочем, азарт и едрёналин таки появилися походу.
Из описания эксперимента:
"Сначала была "классика"...
Одно из преимуществ заднеприводного автомобиля - уверенный старт: трогаясь, машина "приседает" на задние колеса, благодаря чему достигается лучшее сцепление с дорогой. Но это летом, на покрытии с хорошим коэффициентом сцепления. А зимой на рыхлом снегу BMW оказался самым беспомощным: недостаточно аккуратно обошелся с педалью "газа" - автомобиль закопался. Трогаться на льду и вовсе искусство, если, конечно, у вас нет бетонной плиты в багажнике или самоблокирующегося дифференциала. Но мы - за чистоту эксперимента, поэтому никаких технических и прочих ухищрений, главную роль играет исключительно мастерство водителей.
Как выяснилось позже, "классика" оставила у всех четырех водителей самые яркие впечатления. Еще бы! Избыточную поворачиваемость можно использовать во благо: задав нужный угол, при помощи руля и "газа" "держишь" автомобиль на траектории. Проблема в том, что такой стиль езды требует точности управления, иначе увеличивается риск заноса, а при опоздании с корректирующими действиями - и разворота. Впрочем, здесь отличился лишь водитель №4, развернувшийся поперек дороги в одном из поворотов, - сказалась "переднеприводная" привычка допускать критические углы заноса.
Каждый из заездов сопровождался многочисленными "рысканьями" BMW на заснеженной трассе: и в поворотах, и во время разгона на прямиках задняя ось автомобиля то и дело норовила соскользнуть в сторону. Такую склонность к заносу при движении по дуге или ускорении уже можно рассматривать как фактор риска - в реальных условиях движения водитель обязательно должен это учитывать.
Проще не бывает?
После "изворотливой" "классики" переднеприводная Xsara могла показаться автомобилем для лентяев: никаких заносов ни на старте, ни на ускорении, стабильное поведение на прямой, что, естественно, позволило всем водителям, особо не напрягаясь, улучшить время прохождения дистанции. Однако на скользком покрытии "заправлять" автомобиль в крутой затяжной поворот оказалось сложнее, чем предполагали наши водители. Спортивный азарт (проехать как можно быстрее!) столкнулся с проблемой недостаточной поворачиваемости, которая особенно ярко проявилась на льду. Так что известная рекомендация проходить поворот с запасом в данной ситуации подошла как нельзя лучше: необходимо иметь резерв по скорости, чтобы при дальнейшем распрямлении траектории на выходе из поворота "газ" можно было добавить.
Мнимое превосходство
С пробуксовкой всех четырех колес Impreza уходила со старта куда быстрее двух моноприводных автомобилей. Преимущество в разгонной динамике наблюдалось и на прямиках, хотя из поворотов автомобиль частенько выходил с легким заносом. Казалось, рекорды прохождения дистанции должны рухнуть... Однако улучшение времени в первой попытке продемонстрировал лишь водитель №4, выступавший на собственном, хорошо знакомом ему автомобиле (спортсмен на Impreza). Все остальные проехали на Subaru медленнее, чем на переднеприводном Citroen!
Просто характер у полноприводного автомобиля оказался непредсказуемым: казалось бы, в одних и тех же условиях возникал то снос, то занос. С чередующимися недостаточной и избыточной поворачиваемостью приходилось бороться на протяжении всей дистанции, а усугублялась эта ситуация тем, что к очередному повороту полноприводный автомобиль подходил на большей скорости, чем моноприводные машины, следовательно, и осаживать его нужно было больше.
Прочувствовав AWD в первом заезде, проанализировав его поведение и остудив пыл, во второй попытке три водителя из четырех улучшили свои результаты. Но что характерно, преимущество перед передним приводом оказалось не столь значительным, как можно было бы предположить изначально, - необычное поведение требует привыкания и осторожности.
Теперь комментарии:
Девушка:
"- Задний привод, на котором я езжу довольно долго, мне понятен: по крайней мере, знаешь, как себя машина поведет в большинстве случаев.
Передний привод показался не всегда стабильным, но управлять им было проще. Единственное - машина сама не доворачивает, когда работаешь "газом", как на "классике"...
Полный привод - это вообще ничего не понятно. Хорошо одно: ты все-таки знаешь, что в принципе "вытянешь" машину "газом", главное - чтобы совсем прямо ее понесло."
Хлопец:
"- Проще всего было управлять своим автомобилем: передний привод уже хорошо знаю, езжу на уровне рефлексов.
Задний привод - провоцирующий и в то же время очень интересный. При этом достаточно понятный, предсказуемый: "газ" сбросил - автомобиль стабилизировался, добавил - машина уходит в занос.
Полный привод - мнимое чувство уверенности, на чем и начинаешь спотыкаться. Когда ты трогаешься, как на танке, и легко выбираешься из любого сугроба, начинает казаться, что ты можешь позволить себе очень многое. Но стоит где-то переборщить на скользком месте, понимаешь, что не все так просто. Только вроде бы понял, как машина себя ведет, приноровился - она преподносит очередной "сюрприз"..."
Эксперты (про ЗП и ПерП буду опускать, только про ПолПривод):
КМС
"Полный привод ведет себя неоднозначно: то автомобиль демонстрирует недостаточную поворачиваемость, то избыточную, требуя использовать весь набор приемов управления. Но без малого трехлетний опыт езды на Subaru, а также многочисленные тренировки сделали свое дело: когда и как поведет себя автомобиль и от чего это зависит, я уже, кажется, понял. Главное -
синхронизировать действия рулем и "газом" и делать все своевременно!"
МС
"Полный привод стабилен и безопасен, если пользоваться педалью "газа" крайне аккуратно и осторожно. В этом случае, он дает большее преимущество при движении по скользкому покрытию. Но если при маневрировании и пользовании органами управления допускаются ошибки - у водителя остается очень мало шансов выйти из критического заноса или скольжения наружу. А Subaru к этому провоцирует"
...
Сообщение отредактировал TOYOTA-FAN: 06 September 2011 - 12:28