Давайте обсудим эту тему на нашем форуме.
И прежде всего разберемся в аббревиатурах и конструкциях полного привода.
Начнем с того, что существуют три основных типа привода: постоянный 4WD, подключаемый 4WD и AWD. Рассмотрим внимательнее каждую конструкцию.
Подключаемый 4WD.
Само название подсказывает, что на одну ось крутящий момент подается постоянно (как правило, на переднюю), на другую же может временно подключаться. Подключаемый привод используют лишь временно, для преодоления трудного участка. Его нельзя оставлять включенным на сухом асфальте. Иначе паразитные потоки мощности быстро выведут трансмиссию из строя. Стандартные режимы такой трансмиссии: 2WD, 4WD High, 4WD Low. Последний (с понижающей передачей) включают только на самых трудных участках. Такая трансмиссия в режиме 4WD (High или Low) постоянно передает 25% крутящего момента на каждое колесо. В последних моделях режимы можно переключать на ходу, хотя 4WD Low, как правило, все же надо включать с полной остановкой.
Очевидно, подключаемый 4WD удобен лишь для водителей, кому вообще-то полный привод не нужен, но встречаются условия, когда временно надо задействовать оба моста.
Постоянный 4WD.
Привод на обе оси осуществляется постоянно. В отличие от предыдущей системы, постоянный 4WD может нормально работать и на сухом асфальте. Кроме режимов 2WD, 4WD High и 4WD Low эта система предлагает и автоматический режим: 4WD Auto. Такая система полного привода удобна для тех водителей, кто постоянно ездит по сложным дорогам, и не хочет утруждать себя постоянными переключениями режимов трансмиссии.
AWD – Полный привод.
Этот тип трансмиссии, как и предыдущий, постоянно передает момент на все колеса, но в отличие от него, не имеет режима моно-привода (2WD). При необходимости система AWD автоматически перераспределяет крутящий момент между осями и колесами, используя для этого несколько вариантов систем. Полный привод редко предлагает режим Low (понижающую передачу), и как правило, не предназанчен для эксплуатации вне дорог. Хотя есть и исключения. Например Dodge Durango и Toyota 4-Runner имеют режим Low.
Какие же системы использует AWD для перераспределения крутящего момента?
Самая простой подход – использование штатных электронных систем: ABS, противобуксовочной (Tracking Control) системы и системы противоскольжения (VCS). Они позволяют регулировать тягу двигателя и подтормаживать нужное колесо, передавая таким образом большую часть крутящего момента на незаторможенное колесо. Такой вид полного привода использован, например, на втором поколении минивэнов Toyota Sienna (2005 – 2010).
Следующий шаг – применение виcкомуфт (пакета перфорированных дисков, работающих в масле). Они ставятся в качестве межосевого дифференциала или же межколесного дифференциала повышенного трения. Муфта может включаться и выключаться (замыкая и размыкая пакет дисков) под управлением тех же систем, что и в описанной выше схеме. Пример такого подхода – Lexus RX, Toyota Highlander. Главным недостатком вискомуфт является их перегрев при постоянном проскальзывании дисков. Поэтому длительная езда, например, по глубокому снегу на автомобиле с такой схемой полного приводы быстро приведет к перегреву вискомуфты и выведет ее из строя.
Усложним конструкцию и получим более дорогие, но более надежные дифференциалы. Например Torsen (слово происходит от сочетания Torque Sensing). Эта система разработана американской компанией Gleason и впервые применена Audi. Torsen применяют и как межосевой, и как межколесный дифференциал. Если углубиться в детали, можно узнать, что существуют три поколения Torsen – T1, T2, T3. Они отличаются конструкцией. В частности, в T3 применен планетарный дифференциал. Такой механизм ставится на Audi RS4, Q7. Вариант Torsen устанаваливается и на Alfa Romeo.
Еще одна известная конструкция – дифференциал Haldex, разработанный шведской компанией с тем же названием. Его, например, используют Volvo, Subaru, Volkswagen, Audi. Haldex включает систему межосевого и межколесных дифференциалов с системой управления.
Subaru разработало свой вариант AWD – Symmetrical AWD. Как следует из названия, эта схема полного привода симметрична относительно передней и задней оси, а также между левыми и правыми колесами. Иными словами, кроме перераспределения момента, инженеры компании уделили большое внимание и перераспределению массы агрегатов автомобиля, моментов инерции, уравниванию жесткости валов приводов.
Каждый из этих типов полного привода имеет свои достоинства, но одно должно быть ясно: любой из них увеличит аппетит автомобиля, его цену, усложнит эксплуатацию и ремонт. С другой стороны, полный привод поможет проехать по глубокому снегу, песку, по грязи, поможет удержать автомобиль на скользкой дороге. Так что есть, о чем подумать.
Интересно, что думают форумчане по этому вопросу? И что думает За Рулем?
Нужен ли вам полный привод? Если да, то какой? Оправдывает ли цена (первоначальная, на обслуживание, ремонт, на дополнительный бензин) те преимущества, что он дает?
Сообщение отредактировал yuvoront: 01 September 2011 - 05:12