Русско-византийский договор - документ, где упоминается князь Олег (и с ним куча друзей-подчиненных без единого славянина). Кроме договора 911 года был еще договор 907 года, в котором те же персонажи упомянуты.
Ни один договор никогда нападение не упоминает. Не для этого он составляется. А вот, что договор между Русью (обозначенной как Гардарики) упоминает и Олега и иже с ним.
Чтобы выяснить, что же было на самом деле, надо найти общее в свидетельствах двух сторон. Эти две стороны: Византия и Русь времен византийского императора Михаила III. Византийские хроники свидетельствуют о событии 18 июня 860 г.: «Михаил, сын Феофила правил со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены». Это же событие отражено и в "Венецианских хрониках": «В это время народ норманнов [Normannorum gentes] на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси [et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est]». Византийский патриарх Фотий I был свидетелем набега "народа с севера" и вскоре после набега (в 867 г.) отмечает открытие посольства русов в Константинополе после заключения мирного договора. Условия заключённого договора не приводятся, однако источник сообщает о желании русов креститься. Фотий удовлетворил это желание и направил к русам епископа «… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды».
Теперь о том, что сообщает ПВЛ, т.е. свидетельство Руси: "В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом". И ещё: "В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги". И ещё: "В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: „Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского – Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид – посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, – светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему".
Выводы.
1. Некий северный народ Рос совершил набег на Константинополь по версии Византии в 860 г., по версии ПВЛ - в 907 г.
2. Экспансия в итоге привела к подписанию договора и открытию посольства русов в Константинополе по версии Византии в 867 г., по версии ПВЛ - в 912 г.
3. Мирный договор положил начало сближению Руси с Византией и к распространению на Русь христианской веры.
Анализируя ПВЛ надо понимать, что она, прежде всего, хроника принятия и распространения христианства на Руси.
Сообщение отредактировал Опытный Люб: 14 May 2020 - 13:18