Не только степень сжатия, форма камеры сгорания и т.д. Но еще и бензин! Не секрет, что бензин - смесь углеводородов, то есть молекул,
состоящих только из атомов углерода и водорода. Молекулы бывают разной длины и пространственной конфигурации. И все перемешаны в одной большой куче. В разных месторождениях - разное соотношение молекул. Зачем это знать? А затем, что при возгонке бензина одним и тем же способом из нефти, полученной из разных скважин, получается разный результат. И если НПЗ получает бензин АИ-95, например, то по моторному методу он же может отличаться, на несколько единиц, скажем от 84 до 86. А то и больше.
Именно поэтому на машинах появилась такая штука, как октан-корректор. На первых Жигулях он выглядел так:
Это колёсико - эксцентрик - позволяло менять УОЗ, не меняя положение корпуса трамблера, примерно на 5 градусов. Как раз для компенсации разброса характеристик бензина.
тык
Сейчас, на современных авто, этим занимается компьютер. Для того и нужен датчик детонации - с его помощью на ходу постоянно меняется УОЗ.
Я не об этом
Давай зайдём с другой стороны: можно ли создать двигатель, признающий только одно ОЧ и при этом удовлетворительно работающий на всех эксплуатационных режимах. Возьмём отвёртку: её рукоятка делается под среднюю руку, но худо-бедно ею сможет крутить и ребёнок и гигант типа Шакила.
Отталкивайтесь от того, что время горения бензинов с разным ОЧ - разное. Это значит, что медленногорящий бензин будет вовсю гореть при открытых выпускных клапанах.
С другой стороны, увеличение КПД - это увеличение степени сжатия. А чем больше степень сжатия при прочих равных условиях - тем больше вероятность детонации.
Значит, многотопливный двигатель должен уметь менять относительную степень сжатия (скажем, с помощью нагнетателя), а также менять время перекрытия клапанов. И, конечно, на ходу перестраивать УОЗ.