Короткий вопрос. А ответ на него очень длинный.
Вообще, затронутая тема "теоретиков и практиков" неверна самой постановкой вопроса. Вопрос должен быть такой - откуда берутся ништяки вроде лазеров, мобильников и т.д., и кто приложил к ним руку.
Хм... Ну ладно. Хоть это вещи и очевидные...
Существует некая пирамида.
На ее вершине - фундаментальная наука.
Фундаментальные исследования — это научная деятельность, направленная на пополнение общего объема теоретических знаний... Они не имеют коммерческих целей, хотя в будущем они могут появиться. К фундаментальным исследованиям относятся и экспериментальные, и теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т.п.
Фундаментальные исследования при этом могут вызвать рекомендации по постановке прикладных исследований. Так случилось, например, с лазером.
Ниже в пирамиде - прикладная наука. Она направлена на получение конкретного научного результата, который может использоваться в ближайшем будущем. Например тот же лазер. Ясно, для чего он может сгодиться. Потому после того, как возможность его создания и принципы действия фундаментальной наукой решены, прикладники пытаются уже его построить.
Еще ниже - НИОКР, конструкторские разработки. Они вступают в игру после того, как прикладники смогли решить свои задачи выдали результат - как, из чего, пользуясь какими эффектами можно построить этот самый лазер. Там уже опираются на результаты, полученные прикладниками. Разумеется, все это работает с обратной связью и с плотным взаимодействием. Но структура неизменна.
Ниже конструкторов - технологические процессы, минимизация затрат на изготовление конструкций. То есть технологи.
Еще ниже - исполнители. Те, которые по готовым чертежам и подробно расписанным технологиям, на готовом (порой специально созданном) оборудовании изготавливают и собирают изделие.
Фундаментальная наука занимается исключительно приумножением нового знания, прикладная — только приложением апробированного знания. Добывание нового знания — это авангард науки, а использование нового знания— ее арьергард. Практическое приложение — это применение знаний к реальным жизненным проблемам.
Разумеется, и практик, и теоретик существует на всех уровнях. Есть даже направление в физике - экспериментальная и теоретическая. Адронный коллайдер - чистая практика. Призванная подтвердить или развенчать теорию Хиггса о гравитации. При этом - это фундаментальная наука.
Вот такая цепочка.
Говорить о том, что ничего нельзя сделать без слесаря с напильником можно. Только слесарь не придумает лазер.
Говорить о том, что фундаментальная наука не нужна, потому что не приносит немедленной прибыли, а приносит только расходы - неправильно. Потому что никто не знает, к чему может привести то или иное открытие или теоретическое исследование.
Самый яркий пример тому - слова Максвелла. На заседании Лондонского Королевского общества он докладывал о своих уравнениях (уравнения Максвелла), из которых с очевидностью следовало , что электромагнитная волна может существовать. Один из членов Королевского общества спросил: "А зачем нужны Ваши электромагнитные волны? Какой от них толк?" "Не знаю - ответил Максвелл, - быть может когда-нибудь на основе этих волн будут делать игрушки".
Так вот, сейчас мы не можем представить себе жизнь без ЭМ волн, а их когда-то "открыл" на кончике пера теоретик, занимавшийся фундаментальной наукой. И никто не мог тогда и представить, зачем эти волны кому-то нужны. Эта картина не поменялась, и теперь никто не знает толком, к чему приведет то или иное открытие.
Так что картина ясна. Для изготовления радио нужны Максвелл, Попов, конструкторы, технологи и слесарь дядя Коля. При этом дядей Колей - пруд пруди, технологов тоже, талантливых конструкторов поменьше, но найти можно. Поповых совсем мало. А Максвелл - он был один. И первоначальный толчок дает именно он. А не дядя Коля. С его подачи становится возможным что-то сделать этакое, чего никгда не было, и привлечь для этого в конечном итоге дядю Колю. А не наоборот.