почему производители рекомендуют лить 5 =30, а не 0 - 40 ? В чём причина?
Производители не рекомендуют лить 0w30 / 0w20 / 0w40... поскольку данное выражение вообще ни о чём. На каждую модель автомобиля идут свои рекомендации - которые основаны, как на условиях эксплуатации, так и на экологических нормах и экономичности ДВС.
Более жидкие масла дают большую экономичность - а сегодня у многих пунктик про экономичность... какие-то там 300 гр. вычислили путём эмпирических вычислений и довольны, как слоны
Один из примеров из манула по Форду https://foto.5306780.ru/upload/2018/09/07/20180907205832-8e94890b.jpg
Ещё одна страница мануала https://foto.5306780.ru/upload/2020/09/11/20200911111023-77826f19.jpg
Пожалуйста другая страница из манула на другое авто https://foto.5306780.ru/upload/2021/04/21/20210421132032-b42955e9.jpg
Рекомендую обратить внимание на разброс вязкости после W - по второй ссылке от 20 до 50 (!) а так 30 и 40 везде применяется без каких либо осложнений.
Вязкость моторного масла (густота) влияет на экономию топлива и работу в холодных условиях (пуск и движение масла). Более низкая вязкость обеспечивает большую экономию и лучшую работы в условиях холода, масла с более высокой вязкостью используются для соответствующей смазки в условиях теплой погоды. Использование масел иной вязкости чем рекомендованные может повредить мотор.
Для лучшей экономии топлива рекомендуется использовать моторное масло с коэффициентом вязкости по классификации SAE 5W-30
Обрати внимание - "Для лучшей экономии топлива"
Если это для тебя главное - нет вопросов. Для меня не главное, я даже не замечу... но зато для меня главное ресурс ДВС - не в границах гарантийного срока, дальше которого производитель не заинтересован, что бы ДВС или автомобиль были вечными... таковы реалии бизнеса.
Вот, как-то так и с пруфами.