Еще одно соображение о правилах движения и их соблюдении.
Сравним Правила дорожного движения в России и других странах. Например, в Канаде брошюрка для водителя автомобиля посвящает правилам движения всего страниц 20. В ней всего две главы:
Безопасное и ответственное вождение -
Об уважении к другим водителям и пешеходам, об общих правилах хорошего тона на дороге. А также о правилах проезда перекрестков, о правостороннем движении в Канаде, об обгонах и остановках.
Дорожные знаки и сигналы светофора -
Описываются наиболее важные знаки и указывается "... и другие подобные знаки и указатели." Описывается дорожная разметка и сигналы светофора.
Вот собственно и все правила.
Дело в том, что движение на дорогах у нас основывается на обычном здравом смысле и нормальном человеческом поведении водителей и пешеходов.
В России е же Правила на многих десятках страниц дотошно описывают, что такое движение, что такое обгон, что такое остановка. Указываются все возможные случаи запрещения обгона или пересечения разметки. Не дай бог, что-то забудут написать в правилах, и у водителя появится повод нарушать без наказания. Другими словами, на здравый смысл водителей или пешеходов вообще авторы Правил не надеются.
Я помню, долго спорили в России, кто имеет право на пешеходном переходе: пешеход, стоящий у перехода или водитель, приближающийся к переходу? Спорили, в скольких метрах или сантиметрах от перехода должен быть водитель или пешеход. Маразм! Почему бы просто не оставить все на усмотрение водителя и пешехода, полагаясь на их здравый смысл и взаимоуважение? Наверное, не доверяют.
В связи с этим сейчас идет обсуждение о введении в России понятия "Опасное вождение". Такое понятие и наказание за него есть и в Канаде, и во всех автомобильных развитых странах. И никто не пытается дать точное определение, что такое опасное вождение. В каждом случае закон полагается на здравый смысл людей. Если они говорят "опасно", "так ездить нельзя", то значит это и есть нарушение. А в России все никак не придумают, как описать в Правилах опасное вождение и как научить гаишников это самое опасное вождение распознавать.
Вывод из этого простой: чтобы снизить количество нарушений на дорогах, надо чтобы здравый смысл и взаимоуважение стали нормой жизни. И никакой гаишник тогда не будет страшен.