Как известно, самый точный ответ на вопрос "почему умер?" дает только вскрытие.
Каноническая версия гласит, что к началу девяногстых руководство завода поняло, что воровать можно много, если не сказать неограниченно… (интересно, на ВАЗе думали как-то иначе?)
В 1994 с поста генерального директора в прямом смысле сбросили вора средней руки Бородина, на его место пришел легендарный Асатрян, взявшийся за дело с новой силой. Теперь каждый рубль завода, как входящий, так и исходящий облагался неофициальным налогом, налагаемым фирмами, контролировавшими все области деятельности предприятия и принадлежавших землякам нового генерального.
В 1995 немцы отказались от дальнейшего сотрудничества и экспорта 2141, закончив историю Москвича, как европейской фирмы, отправлявшей в 60-70-е за границу больше половины машин.
В 1996 впервый раз в истории завода был остановлен конвейер, ибо машины из-за голимого качества перестали продаваться. Несколько подождав завод продолжил работать и даже произвел модернизацию 2141 и создал на его базе несколько новых опытных образцов. Параллельно предлагалась куча дельных и не очень проектов или просто советов от
козлов гигантов мысли различного пошива. Даже существовало предложение объединиться с ИжАвто и наладить на АЗЛК производство Оды, которую планировалось продавать дешевле ВАЗ-овской классики.
Постепенно с завода стало исчезать, а потом и открыто вывозиться любое имеющее цену оборудование для производства комплектующих. Схема получения PROFIT-а была проста — с завода исчезал какой-нибудь отдел или даже цех, а спустя время в ближнем Замкадье возникала фирма, предлагающая своим клиентам купить точь-в-точь те же детали, которые производил исчезнувший цех, ибо оборудование осело в этой фирме. Кстати иногда утверждают, что кредиты, выдававшиеся заводу под гарантии правительства Кепки, сделали немало добра и для восхождения мадам Батуриной на вершину рейтинга Forbes.
В 1998 года эпичный банк ВТБ под предлогом «дефолта» еще раз проиндексировал долги завода. Производство встало, а основные заказчики Москвичей — городские службы и менты Дефолт-сити, стали отказываться от все более скатывающихся в УГ тарантасов. В качестве последнего шанса заводу власти Нерезиновой столицы вложились вместе с Renault в создание СП «Автофрамос» и предложили создать патриотичную машину для чиновников и служб города. На работы по проекту отдельно выделили бабло, но, увидев результат, ужаснулись и забили окончательно на идею возрождения предприятия.
К 2000 Генеральный ,как считается, окончательно раздал всё что можно было раздать своим землякам, которые стали сдавать помещения под офисы, склады, дискотеки, съёмки фильмов, сборка машин уже производилась вручную по углам завода несколькими мелкими шарагами под руководством все тех же земляков генерального, нанимавших рабочими таких же земляков, джамшутов из Средней Азии, русских алконавтов и тех немногих, кто так и не ушел с завода. Параллельно производилась зачистка территории от всего что можно продать, затем цветного, а потом уже и черного металлолома.
Отдельные анонимусы зарабатывали на более экзотических вещах, как например выделенные для завода радиочастоты, бесплатно закрепленные за ним ещё при Совке, но в последние годы жизни не использовавшиеся, а потому выкупавшиеся в аренду разными фирмами для своих нужд, принося нехилый PROFIT.