Ну не всё так однозначно. Эффективность двигателя внутреннего сгорания проявляет себя в узком диапазоне оборотов,и маленькому мотору придётся труднее,он скорее перейдёт в неэффективный режим(неэффективным я называю режим,при котором происходит неполное сгорание,т.е. мощностной, а также режим с высокими оборотами-неэкономичный, с большим расходом топлива.).
А что такое : прочие равные?
На практике всё не так! Для перевозки 40 тонной фуры ставят 400 сильный тягач! Хотя для движения по прямой обычного седана достаточно всего 15-ти лошадиных сил!
Это было так давно, когда был мощностной режим...
Сейчас впрысковые машины все время работают на стехиометрической смеси, не поливая зазря бензин в коллектор, как карбюратор. Евронормы не позволяют... Неполное сгорание недопустимо - он него портится катализатор. И два датчика кислорода отслеживают остаток кислорода в выхлопных газах, а компьютер отдает форсункам команду впрыснуть столько топлива, чтоб сгорело все. Так что ни обогащенных, ни богатых смесей не бывает, только обедененные.
Наиболее экономичный режим работы двигателя - режим максимального момента.
С движущимся автомобилем иначе - самый экономичный - с самыми низкими оборотами. Однако тепловые потери никуда не девать, и двигатель с большим объемом развивая ту же мощность на валу, что и маленький, будет сильнее греть атмосферу, и, значит, больше спалит топлива. Вот если бы у них был идеальный КПД по теплу и внутренним потерям, тогда при равной мощности был бы равный расход, и не важно при этом, что у маленького мотора больше оборотов.
При прочих равных - это когда все условия, кроме изучаемого, равны. Для того, чтобы проще разобраться в вопросе. Если еще и их сделать разными, то можно получить любой результат. Живой пример - три мотора на 2106 - почему-то самый экономичный по паспорту 1.5 л, а не 1.3, как должно быть. А почему? Потому что разные условия - при стандартной методике замеров и разных главных передачах получилось именно так.