Добрый день.
В середине/конце 90-х годов прошлого века я продал два автомобиля -
Шкода-120 1980 года выпуска. Регистрационный номер: М8560ЕС
Регистрационные действия: 06.09.1993, регистрация ТС, ввезенных из-за пределов Российской Федерации (Финляндия)
Номер свидетельства о регистрации: ААГ702932, VIN отсутствует
Продан в 1996 году.
ВАЗ 21072 1985 года выпуска. Регистрационный номер: Е631АЕ78
Регистрационные действия: 16.02.1994, регистрация ТС, ввезенных из-за пределов Российской Федерации (Финляндия)
Номер свидетельства о регистрации: ААА210842, VIN отсутствует
Продан в 1998 году.
Оба а/м были проданы согласно обычной в те годы практике - по нотариальной доверенности с правом продажи.
Поскольку доверенности мной не продлевались, то право собственности уже давно прекращено. Дальнейшая судьба обоих а/м мне неизвестна.
Однако с 2002 года по настоящее время мне ежегодно приходят налоговые требования на задолженность по транспортному налогу на эти два а/м. Основание для начисления транспортного налога у МИФНС № 19 - единственное:
"Транспортный налог исчисляется на основании сведений, представленных ГАИ/ГИБДД в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно сведениям, поступившим из регистрирующего органа, информация о снятии с регистрационного учета автомобилей, указанных в Ваших обращениях, отсутствует".
На моё последнее обращение в Управление Госавтоинспекции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области вх. № 3/247811613924 от 08.10.2024 получен ответ (письмо "О рассмотрении обращения" от 09.10.9024 № 3/247811613924), в котором начальник МРЭО-5 сообщает следующее:
"Датой снятия с регистрационного учета считается дата совершения регистрационных действий, связанных с прекращением регистрации транспортного средства либо со сменой собственника (владельца) транспортного средства, а не дата фактической продажи транспортного средства.
Таким образом, Вам необходимо обраться в любое регистрационное подразделение Госавтоинспекции для прекращение регистрационного учета, принадлежавших Вам транспортных средств".
Разумеется, я обращался лично. При первом же обращении - ещё в 2002 году - в МРЭО-5 "Трамвайный" сотрудники МРЭО предложили два варианта: написать заявление либо на утилизацию, либо на угон, дескать, мы поищем, не найдём и выдадим справку.
На утилизацию мне предъявить, само собой, нечего - нет ни документов, ни останков а/м, ни ключей.
Ложное заявление об угоне явилось бы попросту сомнительным с правовой точки зрения.
В 2024 году после очередного принудительного списания ФНС с меня "задолженности по транспортному налогу" я подал соответствующие заявления через портал ГОСУСЛУГ.
Однако на оба заявления, поданные через "ГОСУСЛУГИ" 13.11.2024 на прекращение регистрационного учёта ТС (Заявление № 124758846 (Шкода-120) и Заявление № 124758901 (ВАЗ 21072)), был получен отказ.
29 октября 2025 г. я обратился во МРЭО-5 лично, удостоившись приёма начальником подполковником полиции Гутионтовым С. В. в присутствии его заместителя подполковника полиции Агошковой М. А.
Я вновь повторил, что, несмотря на очевидно некорректные, не актуализированные вовремя, устаревшие записи в регистрационной базе ГИБДД/ГАИ, с конца 90-х годов прошлого века я не являюсь владельцем указанных а/м и, соответственно, не являюсь законным плательщиком транспортного налога на эти а/м.
Начальник МРЭО-5 от решения вопроса устранился - "ничем помочь не могу".
Едиственный результат - признание им наличия "коллизии", то есть пробела в действующем законодательстве, регулирующее прекращение регистрации в случаях, подобных моему.
Мои "дилетантские" предложения, что с целью актуализации регистрационной базы УГАИ как профильное ведомство могло бы (больше некому!) проверить, например, получали ли указанные а/м талон ГТО в органах ГИБДД (до отмены талонов в 2011 году), имеются ли сведения о штрафах за нарушение ПДД на гос. номера этих а/м - ведь едва ли возможно более 25-ти лет совсем без нарушений ездить по дорогам общего пользования, то есть "совершать действия, облагаемые транспортным налогом", были встречены усмешкой.
Таким образом, я оказался в тупике - как физическое лицо, гражданин я не имею каких-либо иных способов доказать:
- что я не являюсь владельцем указанных а/м и, соответственно, плательщиком транспортного налога;
- что сами указанные автомобили 1980 и 1985 годов выпуска более не являются действующими транспортными средствами
и, соответственно, объектами налогообложения.
При этом надо понимать, что любым заявлением (на утилизацию или снятие с учёта) я как бы подтверждаю факт владения указанными а/м на дату подачи заявления. Что также является ложным.
Более того, это означало бы, по сути, моё признание правомерности всех предыдущих начислений транспортного налога за прошлые периоды, часть из которых уже принудительно списана ФНС с моего банковского счёта.
Я с этим категорически не согласен - "лишних" денег у пенсионера нет.
Как давний читатель "За Рулём" я неоднократно убеждался, что издание реально помогает в разрешении различных юридически сложных ситуаций, связанным с автотранспортом.
Вот, теперь приходится и самому обратиться.
Кто может решить вопрос? Генерал Черников? Верховный суд? Иное?
Помогите мне.
Благодарю.
Антоненко А. Б.



Публикации
Не указал
