Перейти к содержимому


hnetcell

Регистрация: 09 марта 2013
Offline Активность: окт. 08 2019 20:21
-----

Мои темы

50 лет назад человек впервые высадился на Луну

20 Июль 2019 - 18:11

Накануне запуска Аполло-11 туристы наводнили все прилегающие к космодрому на мысе Канаверал окрестности. Только автомобилей насчитывалось около 300 тысяч, а общее количество желающих увидеть исторический момент своими глазами перевалило за миллион.

 

Старт «Аполлона-11» состоялся точно по графику. Среди 5000 почетных гостей в Космическом центре имени Кеннеди присутствовали 36-й президент США  Lindon Johnson и действующий вице-президент Спиро Агню. Событие напрямую транслировалось по телевидению в 33 странах мира на шести континентах.

 

На лунной орбите корабль оказался примерно через 76 часов после старта. За это время астронавты провели полуторачасовой сеанс видеосвязи с Землей, Армстрон и Олдрин проверили бортовые системы в лунном модуле. Затем они начали готовиться к отстыковке. Она состоялась спустя около 100 часов после старта.

 

Вскоре после получения разрешения на выход на поверхность Луны Базз Олдрин произнес в эфир: «Говорит пилот лунного модуля. Я бы хотел воспользоваться этой возможностью и попросить каждого человека, слушающего меня, кем бы он ни был и где бы ни находился, на минуту отвлечься, поразмышлять над событиями последних нескольких часов и по-своему воздать благодарность».

Далее, воспользовавшись перерывом в связи, Олдрин, как старейшина пресвитерианской церкви, провел краткую частную церковную службу, совершив таинство причастия.

21 июля 1969 года наступил звездный час Нила Армстронга. В качестве командира экипажа «Аполлона-11» он первым ступил на Луну и произнес ставшие историческими слова:

«Это один маленький шаг для человека, но огромный скачок для человечества».

 

Через пятнадцать минут к Армстронгу присоединился Олдрин.

Астронавты провели на Луне двухминутный сеанс связи с президентом Ричардом Никсоном, сделали фото ландшафта, установили на поверхности Луны сейсмометр и отражатель лазерного излучения, а также собрали образцы лунного грунта. Олдрин пробыл на поверхности Луны немногим более 1,5 часа, Армстронг — примерно 2,5 часа.

На 125 часу миссии состоялся старт с Луны взлетной ступени лунного модуля. На оставшейся на поверхности Луны посадочной ступени лунного модуля укреплена табличка с выгравированными на ней картой полушарий Земли и словами «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 г. новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества». Под этими словами выгравированы подписи всех трех астронавтов корабля «Аполлон-11» и президента Никсона.

 

К 50-летию миссии была произведена историческая реконструкция Центра Управления Полетами программы «Аполлон» в Хьюстоне на время полета. На сайте  LRO (lroc.sese.asu.edu/featured_sites/view_site/59) появилась интерактивная карта всех перемещений Олдрина и Армстронга по поверхности Луны, сопровождаемая всеми их переговорами. В интернете также создана интерактивная трансляция всей экспедиции со множеством видео-, аудио-, фотоматериалов и стенограмм.


Я недавно посмотрел документальный фильм Apollo 11, а также художественный байопик First Man (о Ниле Армстронге). Очень советую всем посмотреть эти фильмы. А также фильм In the Shadow of the Moon, тоже документальный, в котором ныне живущие астронавты, побывавшие на Луне, рассказывают о своих впечатлениях.

 

Как будто снова окунаешься в ту атмосферу 60-х и снова переживаешь это выдающееся событие в истории человечества.


Особенно понимаешь величину подвига этих людей, когда узнаешь, с какими огромными рисками был сопряжен этот полет. Любая ошибка при расстыковке, стыковке, управлении спускаемым модулем могла стать фатальной. Все команды были рассчитаны буквально до долей секунды. И ошибиться было нельзя. Не было ни запаса времени, ни запаса топлива. И тем не менее они это сделали.

Замечу, что все члены экипажа Аполло 11 летали уже повторно, были опытными астронавтами. Новички, возможно, и не справились бы.


Харьков глазами канадского туриста

17 Июль 2019 - 22:53

Этим летом мы с женой посетили Харьков, где гостили в течение недели по случаю 80-летия моей тещи.

Я не видел Харьков 23 года (за исключением очень краткого визита 12 лет назад). Как же город видится сегодня?

Конечно, за почти четверть века Харьков очень изменился. В центре города почти не осталось мрачных напоминаний о советской эпохе. Ни серпов-молотков, ни статуй Ульянова-Ленина, ни памятников другим большевистким вождям и божкам. Зато появились новые скульптуры, легкие, интересные, гармонично вплетающиеся в архитектуру города.

 

Значительно улучшилось качество дорог. Улицы стали намного лучше освещены по вечерам.

 

Появились настоящие торговые моллы. Причем их качество не уступает тем, что стоят в Канаде, США или в Евпропе. А порой по своей роскоши они даже превосходят западные моллы. Например в молле Караван стоит огромный аквариум длиной метров 50-60 с массой экзотических рыб, кораллов, и даже с акулами. Я такого не видел ни в одном американском или европейском молле.  Вообще количество новых магазинов, кафе. ресторанов теперь не меньше, чем в любом европейском городе.

 

Красиво оформили главные парки города - Сад Шевченко и Парк Горького. Впрочем, первый все еще частично обновляется. Скоро там появятся новый водный каскад, фонтан, пруд и другие сооружения. А Парк Горького уже имеет пруд с искусственным островом, лебедями и другими птицами, массой любопытных скульптурных миниатют вроде играющих детей, рыбака с удочкой, фигурок животных. Разбили живописные клумбы с цветами, посторили массу ресторанов и кафе, построили аттракционы, не уступающие западным.

 

В Харькове теперь масса фонтанов. Многие из них по вечерам подствечиваются и "танцуют" под музыку.

 

В центре, у знаменитой Зеркальной Струи постоили новый светлый храм.  Отреставрировали мужской Свято-Покровский монастырь, который теперь засиял золотыми куполами после десятилетий забвения при большевиках.  В Успенском соборе проводятся регулярные концерты органной музыки.

 

Не забыли и своих знаменитых земляков, таких как Людмила Гурченко, Клавдия Шульженко или Леонид Быков.  Особенно понравился памятник Гурченко со сценами всех ее главных ролей в кино.

 

Мне пришлось долго и подробно общаться как со сторонником быстрейшего перемирия с Россией и налаживания с ней нормальных отношений (это - мой друг, владеющий малым бизнесом, чей доход во многом зависит от открытости границы с Россией), так и со сторонником "западного" курса (преподавателем вуза). Но оба они едины в одном: надо срочно прекращать братоубийственную войну на востоке Украины.

 

Вообще тема войны видна повсюду. На улицах нередко встречаются военные. Прекращение войны - главная тема всех разговоров с харьковчанами. От войны устали. Война не дает нормально жить и развиваться.

 

За неделю жизни в Харькове я ни разу не слышал украинскую речь. При этом все официальные надписи в городе - на украинском языке, и дублируются на английском. Странная ситуция. Я такого не видел ни в одной стране. Вся бытовая жизнь проходит только на русском. На русском пишутся все объявления, вывески в частных магазинах и ресторанах.

 

Телевидение показывает смешанные каналы, как украинские, так и русские.  При этом на некоторых русских каналах внизу экрана идут украинские субтитры. Хорошо хотя бы, что не дублируют на украинский русские фильмы.

 

В общем город как город. Харьков стал намного больше похож на другие города мира. Во многом он стал даже лучше этих других городов.

 

 

 


Катастрофа Сухого Суперджет 100 в Шереметьево

06 Май 2019 - 21:13

До сих пор не ясно, что же привело к страшной катастрофе с самолетом Сухой Суперджет 100 в московском аэропорту Шереметьево.

 

Большинство мировых специалистов склоняются к мысли, что причиной стали технические проблемы самолета. В России также рассматривают версии ошибок пилотов и диспетчеров.

 

А вот что говорит заслуженный пилот России, член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник.

 

— Ежегодно более ста самолетов подвергаются ударам молнии, но, однако, все долетают до места назначения, — говорит эксперт. — Как правило, из-за молнии ничего не происходит: хорошие самолеты способны их выдержать. Единственное, при ударе молнии сгорает локатор (если он был включен) и первый комплект радиостанций. Второй комплект экипаж должен был выключить при грозе, чтобы не остаться без связи в случае поломки первого. Но в случае с SSJ-100 при ударе молнии вышла из строя программа обеспечения полета, автопилоты, система захода на посадку и радиосвязь. Фактически ребята остались ни с чем — вернее, с тем дерьмом, которое называется Superjet.

Другая проблема — в экипаже, который нужно было тренировать и учить садиться с большим весом, с малым, в тумане, на скользкую полосу, на полосу, покрытую осадками, и многим-многим другим маневрам... Но такая учеба дорого стоит, поэтому летчиков сейчас обучают на тренажере, а этого недостаточно. Ведь на тренажере не та ситуация — не стрессовая. Во времена, когда я тренировал летчиков, я выключал двигатель самолета или срывал его в штопор, я видел, как у самых опытных белели пальцы, и они кричали: «Михалыч! Михалыч! Михалыч!».

А я им отвечал: «Давай-давай, терпи! Когда меня не будет, ты должен сам сделать лучше, чем я. И я должен тебя этому научить». А чтобы такая учеба была, я должен заказать аэродром, самолет, пригласить летчиков-испытателей и летчиков-инструкторов и заплатить им, сжечь несколько десятков тонн топлива... Господин Нерадько [руководитель Росавиации Александр Нерадько] посчитал, что все это дорого, и такие тренировки не нужны. Ведь летают же за рубежом — а учатся там на тренажерах. Только вот они падают, когда случаются стрессовые ситуации.

 

А у нас в случае с катастрофой в Шереметьево пилоты SSJ-100 так ударили самолет о взлетно-посадочную полосу, что тот три раза подпрыгнул и отлетели шасси. Потом он зацепил полосу, вспыхнул и загорелся — в результате погибли ни в чем не повинные люди. Они погибли за свои собственные деньги, которые накопили, чтобы слетать в Мурманск!


Самый уникальный автомобиль General Motors

23 Апрель 2019 - 02:38

Идея создания лунного автомобиля возникла еще в 1964 году, когда только шла подготовка к лунной программе NASA.

 

Первой идеей было создание закрытого фургона с экипажем два человека. Это был крупный автомобиль массой около трех тонн. В нем два астронавта могли не только работать, но и жить в течение двух недель. То есть этакая космическая станция на колесах. Однако для доставки такого автомобиля на Луну требовался отдельный полет ракеты-носителя, что означало миллиарды лишних затрат. Очень скоро в NASA поняли, что они не могут потянуть такие расходы, и проект был закрыт.

 

Стало понятно, что нужен легкий автомобиль, который экипаж лунного модуля мог бы брать с собой в полет. И 11 июля 1969 года, как раз накануне успешной посадки первого пилотируемого аппарата Аполло 11 на Луну, было утверждено техническое задание на создание Лунного Автомобиля (Lunar Rover Vehicle, LRV). Основными контракторами проекта выступили Boeing и General Motors. GM разрабатывал все "автомобильные" компоненты аппарата: колеса, двигатели, подвеску, раму, систему управления. Boeing же отвечал за навигационную систему и электронику.

 

Одной из сложнейших задач оказалось создать лунное колесо. Жесткие колеса, какие применили на советском Луноходе, не годились. Ведь у русского "лунного трактора" максимальная скорость была всего 2 км/час. А LRV имел крейсерскую скорость 13 км/час, а максимальную - 18 км/час. А главное, LRV был пассажирским автомобилем и должен был везти астронавтов по лунному бездорожью с максимальным комфортом. При этом в техзадании указывалось, что LRV должен свободно преодолевать препятствия высотой до одного фута (30 см).

Резиновые пневматические колеса сразу отмели из-за их ненадежности. Ведь не будут же астронавты менять колесо на Луне в случае прокола, а камней с острыми краями там в достатке. Кроме того, LRV должен выдерживать перепады температур в 170 градусов Цельсия. Ведь поверхность Луны, освещенная солнцем, раскалена, в то время как в тени остается космический холод. Прибавьте к этому жесткое ультрафиолетовое и космическое излучение. Ясно, что не только резина, но и никакой компаунд не выдержит этих условий. Поэтому конструкторы предложили несколько проектов колеса с металлическими эластичными элементами. После длительным испытаний на полигонах остановили выбор на колесе из мелкой металлической сетки.

 

Поработать пришлось и с подвеской, которая должна была быть достаточно мягкой, и при этом выносливой и работать в тех же жестких условиях вакуума.

 

В результате автомобиль получился настолько комфортным, что астронавт-геолог Харрисон Шмитт из экипажа Аполло 17 был в восторге от поездок на LRV. А Шмитту пришлось немало поколесить по Луне, ведь он был первым (и единственным) геологом, исследующим Луну.

 

Но первой главной проблемой, с которой столкнулись конструкторы, была проблема размещения LRV на лунном модуле. В модуле оказался свободным лишь один отсек размером с пирамиду, с основанием 1.5 на 1.5 метра и глубиной 90 см, со стенками, сходящимися под углом 90 градусов. Понятно, что без инженерной хитрости никакой автомобиль в эту нишу было не засунуть.  Конструкторы вышли из положения, предложив складной автомобиль. Сидения складывались в плоскую конструкцию. Передняя и задняя части рамы поворачивались на 180 градусов и укладывались на ее среднюю часть. Наконец, колеса поворачивались на 45 градусов в вертикальной плоскости и в таком виде LRV как принимал форму имеющегося отсека в лунном модуле. Гениальность этого решения состоит еще в том, что для раскладывания автомобиля после прилунения астронавту достаточно было лишь дернуть за веревочку.

 

Интересно была построена навигационная система. Ведь никаких "селено-позиционных" спутников вокруг Луны не было. Навигатор LRV запоминал все изменения курса и расстояния, пройденные между этими изменениями, и, как по нити Ариадны, мог привести LRV назад, к родному лунному модулю. Заблудиться астронавты не боялись.

 

Первым экипажем, который взял с собой LRV, был Аполло 15. Вслед за ним, все последующие экипажи, вплоть до Аполло 17, ездили на LRV.

 

Если до этого все лунные экспедиции высаживались в районах лунных морей, на равнинах, то с LRV на борту появилась возможность исследовать и более интересные, горные районы Луны, где астронавт на своих ногах просто не смог бы пройти. Благодаря LRV астронавты сумели изучить несколько интересных областей Луны, включая и потухший вулкан, где был обнаружен так называемый "оранжевый песок" - микрошарики оплавленного стекла. Были найдены также и белые кристаллы минерала, который многое рассказал ученым об истории происхождения Луны и о ее прошлом развитии.

 

В общей сложности LRV трех экипажей Аполло проехали по Луне 90.7 километров. Для сравнения, общий пробег двух русских Луноходов составил 49.5 км.

 

LRV таким образом стал первым в истории космическим автомобилем, успешно отработавшем на другом небесном теле. Если LRV можно назвать автомобилем, причем пассажирским автомобилем (или скорее, полноприводным кроссовером с электрической тягой), то советский Луноход можно сравнить с трактором, как собственно и назвал его Владимир Высоцкий.


Какой же канадец не любит быстрой езды?

20 Апрель 2019 - 00:18

Приходит весна, дороги становятся сухими, и некоторые водители решили, что теперь можно оторваться по полной и жмут на газ.

Недавно полиция Онтарио остановила в течение одного вечера двух водителей-гонщиков.

Один, парень 20 лет, ехал со скоростью 220 км/час по шоссе с лимитом скорости 100.

Другой, 19-летний, - 254 км/час, тоже на шоссе с лимитом в 100.

 

Оба водителя арестованы, арестованы и их автомобили.

За превышение скоростного лимита более чем на 50 км/час у нас грозит штраф до 10 тысяч долларов (в другой провинции - до 25 тысяч) и лишение прав на год.

И все равно полиция ловит таких "джигитов" сотнями.

В этом году уже поймано около 500 таких гонщиков, в основном водителей в возрасте 18 - 25 лет.

К сожалению, не всех останавливает полиция. Не так давно два таких гонщика закончили свою жизнь на дороге: одна девушка 19 лет и парень, тоже около 20 лет.

 

Вот так: права у нас можно получить уже в 16 лет, а ум приходит гораздо позже. Иногда слишком поздно.


Яндекс.Метрика