Это путешествие мы с женой совершили еще в 2015 году. Но только сейчас я собрался написать о нем и выложить несколько фотографий.
На этот раз мы с женой решили не ехать в отпуск за моря-океаны, а отдохнуть поближе, на американском континенте. Изъездив атлантическое побережье вдоль и поперек, мы решили осуществить нашу давнюю мечту: посмотреть основные национальные парки Америки и вообще американский Запад. Причем сделать это в путешествии на своей машине, Chrysler 300.
Вперед, на ЗападСоставленный нами маршрут пролегал почти через весь континент с востока на запад, затем на юг, и снова на север и восток.
map 1600-1200.JPG 98.04К 0 скачиваний
Как опытные путешественники, в дорогу собрались тщательно, взяли необходимую одежду, камеры, телефоны, фонарик, бинокль, предметы гигиены, кое-какие таблетки и запас питьевой воды. И ничего лишнего. Из нашего родного Оквила, что лежит в канадской провинции Онтарио, на берегу одноименного озера, мы выехали в самом конце мая. Как это часто случается в наших краях в это время года, погода резко испортилась и здорово похолодало. С серого неба заморосил скучный дождик, а температура упала до плюс шести. Но, говорят, дождик в дорогу к удаче, так что мы не унывали. Уже к полудню мы пересекли границу с США около Детройта.
Мы заранее спланировали весь свой маршрут, по дням и даже, приблизительно, по часам. Забронировали места в мотелях и гостиницах во всех основных точках маршрута. На дорогу до первого пункта назначения, Йеллоустонского Национального Парка (Yellowstone National Park), мы отвели три дня. Ведь расстояние от дома до парка около 3,500 км. Оказавшись на американской стороне, мы покатили через штаты Мичиган, Иллинойс, Айова, Небраска до Вайоминга, Монтаны и Айдахо, на территории которых расположен самый большой и самый старый национальный парк Америки. Первая ночевка у нас выпала в сельскохозяйственном штате Айова. Кстати, такие промежуточные ночевки мы не планировали, и гостиницы не бронировали. Останавливались там, где нас застанет ночь. До первой ночевки нам удалось проехать около 1,200 км. Неплохо, из графика не выбились.
На второй день встали с утра пораньше, быстро позавтракали в ресторанчике напротив мотеля и в путь. Дорога через Айову и Небраску - плоская и прямая. Единственное, что запомнилось - очень много сбитых оленей у дороги. Такое прямое и плоское шоссе позволяет транспортным грузовикам с полуприцепами, а иногда и с двумя полуприцепами (так называемый B Train), мчаться с большой скоростью. И в темное время суток бедные животные часто не успевают увернуться от громады автопоезда.
На третий день, в штате Вайоминг, мы, наконец, увидели Скалистые горы. Ландшафт стал поинтереснее. Хотя дорога стала еще пустыннее. И среди редких машин все больше стали попадаться дома на колесах или просто прицепы-дачи, буксируемые автомобилем. Иногда это были полуприцепы, сидящие на седле в кузове грузовичка-пикапа. А то и просто минивэны или кроссоверы, забитые членами семьи и их багажом. Сзади такого экипажа часто висят два-три, а то и четыре-пять велосипедов всех размеров. А еще удивительно часто встречались фургоны Ford Transit в пассажирском варианте. Если для семьи стандартный минивэн уже мал, а на полноразмерный дом на колесах (motor home) семья еще не решилась, то Форд Транзит оказывался хорошим промежуточным решением.
Там же в Вайоминге удалось увидеть и дикого мустанга. Знаки, предупреждающие о мустангах, там встречаются очень часто, но сами дикие кони стараются держаться подальше от шумных шоссе и населенных пунктов.
Этот третий день пути нам запомнился еще и необычайной грозой, какой мы не видели до этого ни разу в жизни. Огромная черная туча, беспрестанно пронизываемая молниями, сначала висела справа от шоссе. Но по мере приближения к грозовому фронту она все росла и росла и приближалась к дороге. Дождь начался внезапно, будто на небесах открыли шлюзы. Водопад был такой, что дорога вмиг будто пропала. Только молнии сверкали, не переставая, и так же непрерывно гремели раскаты грома. Остановиться на обочине? Опасно, ведь это скоростное шоссе. Я предпочел медленно, с осторожностью, двигаться чуть ли не вслепую. Дворники работали на полной скорости, но не справлялись с лавинами воды. Лишь спустя минут двадцать так же внезапно мы выехали из грозовой тучи и дождь тут же прекратился.
Кстати, насчет пустынности дороги. В Вайоминге можно ехать 100-200 км и не встретить ни одной деревеньки. Заправки тоже могут быть очень редкими. Это вам не Новая Англия. Зато лимит скорости 80 миль в час (130 км/час), так что длиннющие перегоны проходятся довольно быстро.
В краю Желтого КамняВечером мы въехали в городок Джексон, что находится к югу от Йеллостоуна, у въезда на территорию соседнего, гораздо менее знаменитого, парка Титон (Teton). В Титоне мы первым делом купили абонемент на посещение всех национальных парков США. Он стоит 80 долларов и позволяет без ограничения въезжать во все национальные парки в течение года. В Титоне нас поразили прежде всего стада бизонов.
2.JPG 175.18К 0 скачиваний
Огромные, величественные животные, которые когда-то царствовали на всем Западе США и Канады. Они совершенно невозмутимы, хотя некоторые назойливые туристы все-таки заставляют бизонов показать, на что способны их рога. Почти каждый день были сообщения в местных газетах и по радио о нападении бизонов на туристов.
1.JPG 129.67К 0 скачиваний
На второй день мы переехали в штат Монтана, на западный край парка Yellowstone. Однако офис мотеля, где мы забронировали номер, был еще закрыт. Этот офис, если его можно так назвать, представлял собой бревенчатую хижину, одиноко стоящую у дороги. И никого вокруг. Лишь табличка на двери: "Буду с 6:30 до 9:30 вечера".
1a.JPG 136.72К 0 скачиваний
Так как на часах было всего 4 часа дня, мы решили не ждать хозяина и поехать в парк, а вечером заглянуть в "офис" и получить ключи от нашего номера. Так и сделали.
Кстати, Йеллоустонский Парк, это - вообще первый национальный парк и первый природный заповедник на Земле. Это удивительный парк. Он раскинулся на территории трех штатов: Вайоминг, Монтана и Айдахо. Всего мы посвятили этому парку три дня нашего путешествия, в дополнение к вечеру нашего приезда, но, конечно, за эти три дня все посмотреть мы так и не успели.
Интересна история создания Йеллоустонского Парка. Эту нехоженую землю в горах, где из земли поднимается пар и бьют гейзеры, открыли охотники на бобров еще в середине 19-го века. Рассказам первого белого человека, Джона Колтера, увидевшего Йеллоустон в 1807 году, никто не поверил. Посчитали, что охотник слишком долго один бродил в горах. И только в 1871 году в эти края снарядили специальную экспедицию. И увидев кипящие гейзеры, причудливо расцвеченные озера, непуганные стада животных, члены экспедиции поняли, что обнаружили сокровище. И нашелся среди этих людей мудрый человек, который понял, что вместо того, чтобы застолбить участки и поделить землю, надо создать в этих краях "уголок для удовольствия и радости". В 1872 году специальным законом был создан первый в мире заповедник Йеллоустонский Национальный Парк.
Надо сказать, что весь парк, как и Титон, расположен высоко в горах, на высоте 2500 - 3000 метров. И поэтому там было довольно холодно, несмотря на то, что на улице стояло лето. Мы там были в июне, и дороги в парке только-только открыли для движения. Вдоль дорог все еще лежал снег, причем сугробы местами были немаленькие.
Парк Йеллоустоун - это прежде всего знаменитые гейзеры. В первый вечер мы отправились именно к ним. Но в этот день мы лишь увидели край заповедника. Надо сказать, что территория парка огромная. Объехать все его достопримечательности - это многие сотни километров.
Надо сказать, местные бизоны совершенно не боятся гейзеров.
3.JPG 137.93К 0 скачиваний
На осмотр гейзеров мы потратили кроме первого вечера и весь второй день. Это и небольшие гейзеры, разбросанные по горячим, парящим долинам, и грязевые вулканчики, и огромные горячие источники с изумрудно-синей прозрачной водой, и конечно, огромные гейзеры Old Faithful, Castle Geyser, Grand Geyser, которые извергаются редко, но если уж повезло увидеть их извержение, то это по-настоящему грандиозное шоу. Мощный поток кипятка и пара бьет на высоту до 70 метров, вырываясь из-под земли с ревом и шипением. Самый знаменитый из них - это пожалуй Old Faithful. Вокруг него даже построены скамейки для зрителей, как на стадионе, а о часе и минуте следующего извержения можно узнать на специальной страничке в интернете.
5.JPG 142.12К 0 скачиваний
6.JPG 65.3К 0 скачиваний
Но нас больше всего поразил другой гейзер - Castle Geyser. Он выступает над долиной как большой старинный замок, метров 15 в основании и поднимающийся метров на 6 в высоту. Он извергается реже других, но очень мощно и продолжительно. Султан пара над ним виден был из любого уголка Долины Гейзеров.
7.JPG 75.81К 0 скачиваний
В наш первый день в парке мы так увлеклись этим чудесным зрелищем, что не заметили, как уже стало вечереть и пора было возвращаться в офис мотеля. А мы отъехали от него уже более сотни километров. Назад ехали уже почти в темноте. И вот, не доезжая километров двадцать до границы парка, движение на дороге вдруг встало. А время поджимает, вот-вот закроется офис, и где тогда ночевать? Оказалось, дорогу переходит стадо бизонов. Идет неторопливо, не обращая внимания на остановившиеся автомобили, чувствуя, что они - хозяева заповедника. Когда животные наконец-то прошли, мне пришлось прибавить газу и даже пару раз превысить скорость на извилистых горных дорожках. И к офису мы прибыли буквально за пару минут до закрытия. Тем не менее хозяин встретил нас любезно, показал нам наши апартаменты (это был не классический мотель, а отдельно стоящий коттедж), предупредил, чтобы вели себя осторожно: рядом ходят медведи и много бизонов, и пожелал спокойной ночи и приятного отдыха.
Еще два места, которые мы посетили в Йеллоустоуне - Большой Йеллоустонский каньон с захватывающими дух водопада
ми и Мамонтовые горячие источники. Собственно каньон, точнее его каменистые стены, и дали название парку. Они состоят из пород желтого, красноватого и оранжевого цветов. Отсюда - "yellow stone".
8.JPG 157.16К 0 скачиваний
11.JPG 169.63К 0 скачиваний
Некоторые дороги в парке были закрыты на ремонт и приходилось ехать по грунтовке и грейдеру. Я поначалу опасался, что скромный клиренс нашего Крайслера в 120 мм при базе более трех метром может ограничить наши возможности на бездорожье. Но опасения оказались напрасными, машина прекрасно чувствовала себя и вне шоссе.
И еще Йеллоустоун и Титон парки запомнились богатым и разнообразным животным миром. Медведей, которых там обитает великое множество, мы правда не встретили (медведя мы увидели позже, в другом парке), но много раз встречались с бизонами, видели оленей, включая и больших с ветвистыми рогами, лису, которая охотилась на мышей и не обращала на нас внимание, множество птиц.
37s.JPG 275.76К 0 скачиваний
В гости к великанамИз Монтаны мы через Айдахо и Неваду отправились на юг, в Калифорнию, в парк Йосемити (Yosemite). Это прежде всего ландшафтный заповедник. Знаменитую Йосемитскую долину окружают высокие горы Сьерра Невада, среди которых выделяются El Capitan и Half Dome.
13s.JPG 228.1К 0 скачиваний
14.JPG 174.45К 0 скачиваний
16.JPG 125.53К 0 скачиваний
17.JPG 122.55К 0 скачиваний
В Йосемити есть и своя небольшая роща секвой. Но за этими гигантами мы позже поехали в Секвойя парк. В Йосемити же мы посмотрели несколько знаменитых водопадов, забрались на Glacier Point (Ледниковый Пик), проехали по Tioga Road, по которой забрались на высоту 10 тысяч футов (более 3000 метров). Кстати, в тот день внизу, в долине стояла жара в 38 градусов, а в горах, рядом с заснеженными вершинами, было всего 16.
9.JPG 156.56К 0 скачиваний
И как я упомянул раньше, за гигантскими секвойями мы отправились в Секвойя Парк (Sequoia Park). Эти динозавры от флоры - настоящее чудо света. Самые выдающиеся великаны имеют собственные имена. Например дерево Генерал Шерман (General Sherman) имеет в основании 35 метров в окружности. Высота его - с 25-этажный дом. Диаметр нижней ветки - 4 метра 20 см. И это - не самое старое дерево. Ему всего 2,200 лет. А секвойи живут и 3000 лет и более. Когда Колумб открыл Америку, Генерал Шерман выглядел практически таким же, как и сегодня.
18s.JPG 221.29К 0 скачиваний
19a.jpg 215.73К 0 скачиваний
Толщина коры этих гигантов - два фута (60 см). Эта кора, как шуба, хранит деревья и от морозов, и от пожаров. Иначе как бы они прожили тысячелетия? А еще секвойи обладают удивительным свойством: их древесина не гниет. Однако именно это свойство чуть не погубило великанов. Когда в середине 19-го века белые люди впервые узнали о секвойях, они принялись валить огромные деревья и изготавливать из их древесины обшивку кораблей, фундаменты домов, да и сами дома. Ведь дерево вечное, не гниет! И лишь в 1890 году государство основало национальный заповедник секвой. Все сохранившиеся деревья-великаны были взяты под охрану.
Там же, в парке Секвойя, нам повстречался и косолапый. Он просто шел по краю дороги, не замечая проезжающих туристов. Несколько десятилетий назад медведи довольно часто приставали к туристам: буквально вставали на дороге и не пропускали машину, пока не получат лакомство. Дело в том, что люди иногда кормили животных и умные медведи быстро поняли, какую пользу можно получить от гостей парка. Сейчас кормить медведей и других животных строго-настрого запрещено, и такие приставания к туристам прекратились.
20.JPG 130.46К 0 скачиваний
В парке Секвойя мы еще посмотрели Хрустальную Пещеру (Chrystal Cave). Дорога к пещере была настолько разбитой и ухабистой, будто едешь в отдаленную деревню где-нибудь в итальянской Тоскане. На парковке перед пещерой гид заставил нас убрать из машины всю еду или парфюмерию, так как пока мы будет в пещере, все это могут учуять местные мишки и запросто раскурочат машину. Всё эвакуированное из машины спрятали в один из специальных стальных ящиков с противомедвежьим замком, расставленных у парковки. Пещера действительно оказалась красивой. Горный хрусталь сверкает при свете фонарика тысячами искр, отчего пещера и получила свое название.
21.JPG 117.33К 0 скачиваний
Вдоль Тихого океанаБыть в Калифорнии и не побывать на Тихоокеанском побережье, конечно, нельзя. Поэтому из Секвойя парка мы отправились снова на север, в Сан Франциско. Этому городу мы уделили целый день. Так как мы были там в июне, океан еще был очень холодным, температура воды всего 10 градусов. В результате над океаном и над побережьем все время стоял густой туман. Мы, проехав три раза по мосту Золотые Ворота, так и не увидели моста. Его опоры исчезали в тумане.
Из Сан Франциско мы поехали к Лос Анджелесу по красивейшему береговому шоссе номер один - Pacific Coast Highway.
22.JPG 108.71К 0 скачиваний
По этому шоссе уже давно не совершают коммерческие перевозки. Оно - для туристов. Старая дорога извивается крутыми виражами вдоль Скалистых гор, открывая время от времени чудесные виды на Тихий океан. Вдоль дороги расположены несколько парков местного масштаба. Мы проехали через Монтерей, прокатившись по знаменитой 17-мильной дороге, через Санта Круз, Санта Барбару. В последней неплохо посидели в итальянском ресторанчике.
Вдоль шоссе, на берегу, то и дело встречаются колонии морских львов и даже морских слонов - огромных животных отряда морских котиков, но весом до двух с половиной тонн и длиной до пяти метров. У них на голове есть небольшой хоботок, свисающий вниз, за что их и прозвали "слонами". И еще нас удивило стадо зебр, мирно пасущихся вдоль шоссе. Причем не было никакого кораля или фермы. Просто сотня зебр с детенышами, жующими травку, играющими и бегающими по прерии.
24.JPG 119.92К 0 скачиваний
Неспешная дорога до Лос Анжелеса заняла два дня, а ночевку на побережье мы заранее не планировали. Когда же сунулись в мотели, оказалось, что все забито до отказа. Дело в том, что это был вечер пятницы, и тысячи калифорнийцев отправились на отдых на океан. Пришлось заночевать прямо в машине, на небольшой площадке в горах. Рядом с такими же бедолагами. Проснувшись рано утром, мы не увидели ничего: висел густейший туман. Переждав около часа, и видя, что туман не торопится рассеиваться, мы все-таки осторожно, включив все огни, поехали по извилистой горной дороге. Лишь часа через два показалось солнышко и заблестел справа от дороги океан.
Через пустыни к КаньонуНе заезжая в Лос Анжелес (не хотелось терять время в пробках), мы отправились в Лас Вегас. При этом пересекли пустыню Мохаве (Mojave Desert), и Долину Смерти (Death Valley). Пустыни встретили нас красивейшими деревьями "джошуа" и жарой в 44 градуса. Если бы мы были там в июле-августе, жара могла достичь и 50 и даже выше. Я специально сделал остановку, свернув с шоссе, когда увидел на термометре машины "Out 44º", просто чтобы почувствовать, что такое +44. Причем я припарковался возле небольшого озера. Тем не менее жара стояла немилосердная.
29.JPG 64.31К 0 скачиваний
30.JPG 157.24К 0 скачиваний
31.JPG 149.94К 0 скачиваний
В Лас Вегасе мы провели вечер и один день. Казино мы, конечно, не посещали, а лишь прогулялись по бульвару The Strip, побывали на представлении нашего канадского цирка Cirque de Soleil, осмотрели многочисленные отели. Температура на улицах в Вегасе была сносная, около +45. Могло быть и пожарче.
Следующим пунктом нашего путешествия был парк Большой Каньон в Аризоне. Мы были на южном краю каньона. Мы проехались через несколько площадок обозрения, спустились метров на 250 внутрь каньона, полюбовались на стада оленей с ветвистыми рогами. Спуск в каньон был не очень сложным, зато подъем, с учетом жары и высокогорного климата, дался нам с большим трудом. Практически все туристы, которые с нами спускались в каньон, брали с собой баллоны с кислородом в рюкзаках и выводили трубочку от него через плечо. Время от времени они прикладывались к трубочке и дышали из баллона. У нас такого снаряжения не было.
Большой Каньон - это, несомненно, еще одно чудо света. Огромный провал глубиной полтора километра, на дне которого одна из крупнейших рек мира, Колорадо, кажется лишь тоненьким ручейком. Другой берег каньона расположен так далеко, что видится в легкой дымке, ведь до него километров пятнадцать, а то и больше (до 29 км в самом широком месте). На дне каньона находятся каменные "острова" - небольшие плато и каменные горы, называемые temples, то есть "храмы". Иногда они действительно напоминают старинный замок или храм. Когда стоишь на краю провала и смотришь вдаль, захватывает дух от увиденного. Можно долго стоять и смотреть. Мы постарались посетить как можно больше смотровых точек, проехав почти по всему южному краю каньона.
Как же могла река, пусть и великая, так прогрызть каменное ложе. Дело в том, что скорость Колорадо немаленькая, около 20 км в час. Каждые сутки река переносит полмиллиона тонн породы в своем русле. А это - десять тысяч товарных вагонов! И так уже не менее 10 миллионов лет.
34.JPG 141.89К 0 скачиваний
36.JPG 162.74К 0 скачиваний
А еще мы поразились, какое чудесное звездное небо над Аризоной около каньона! Как раз было новолуние, небо было чистейшее, и все усеяно звездами. Такого неба я никогда не видел в жизни. Недаром недалеко от нашего мотеля располагалась одна из самых известных астрономических обсерваторий.
По следам Индиана ДжонсаИз Аризоны наш путь лежал на северо-запад, в штат Юта. Сначала мы посетили Долину Монументов. Вы наверняка много раз видели эти ландшафты в разных американских вестернах. Потом приехали в гостиницу у городка Моаб и провели весь следующий день в парке Арки (Arches Park). В этом высокогорном парке ветер, вода и солнце сотворили удивительные фигуры из красноватого камня. Фантазия природы просто бесконечна. Тут можно увидеть и фигуры людей, и здания городов, и "балансирующий камень", лежащий буквально на острие скалы, и арки - дыры в скалах или действительно арочные образования. Некоторые из них, например Двойную Арку, можно было увидеть в одном из фильмов трилогии об Индиане Джонсе. Другой парк, который мы посетили там - Dead Horse Point (Парк Мертвая Лошадь). Это сравнительно небольшой каньон, образованный одним из притоков Колорадо. В нем есть одно интересное место: скала омывается рекой с обеих сторон. Стоишь как на острове, который обрывается вертикальной стеной в обрыв и протекающей по дну рекой. Хотя по сравнению с Большим Каньоном этот показался просто красивым оврагом.
38.JPG 133.49К 0 скачиваний
39.JPG 135.89К 0 скачиваний
42.JPG 150.56К 0 скачиваний
Домой.
По дороге домой, через Денвер, мы около полтысячи километров ехали вдоль живописного русла Колорадо. Дорога там забирается высоко в Скалистые горы, на высоту до 3400 метров, а река Колорадо открывается во всей своей дикой красоте. Кстати, недостатка мощности у Крайслера даже на этой высоте абсолютно не замечалось. На соседних склонах еще лежал снег. Зимой там оборудуются известные горнолыжные трассы. А на бурной реке мы несколько раз встречали сплавляющихся плотовиков.
44s.JPG 206.6К 0 скачиваний
Проезжая мимо Чикаго, мы решили, что у нас есть немного времени в запасе, и решили свернуть в этот город. И не пожалели. Мы прогулялись по набережной озера Мичиган, по парку Миллениум со знаменитыми Облачными Воротами (Cloud Gate), сделанными из зеркальной стали, посмотрели "плюющиеся" фонтаны, прошлись по улицам города, полюбовались высоченной башней Sears. По моему мнению, Чикаго - второй после Бостона по красоте город США. Впечатление слегка подпортил лишь очень плотный трафик на въезде и выезде из города, прямо как у нас вокруг Торонто.
Когда на 22-й день путешествия мы вернулись домой, бортовой компьютер показывал около 13 тысяч километров пройденного пути. В пути нам шесть раз пришлось пересекать часовые пояса. Кстати, средний расход бензина составил лишь чуть более 7 литров на сотню.