Прошлой весной, в мае, мы с женой отправились в Норвегию. Мы все очень тщательно, хотя и недолго, планировали. Ведь это было настоящим путешествием.Достаточно сказать, что оно включало 6 самолетов, 5 поездов, три автобуса,круизный теплоход, и еще три скоростных теплохода, не говоря уже о местных путешествиях на легковом автомобиле и минивэне. Но начну сначала. Жена уже давно мечтала поехать в Норвегию, посмотреть знаменитые норвежские фьорды. И вот мы решили в одну поездку побывать сразу во всех самых известных местах в Норвегии.
В Европу нам удобнее всего летать через Лондон. Это для нас как бы "ближнее зарубежье" - одно Содружество. В Лондон летает много рейсов и самые дешевые билеты. А уже из Лондона, как из базы, можно путешествовать по разным городам и странам. Поэтому наш маршрут начинался с Лондона. А оттуда мы решили сначала полететь в Берген. Это на юго-западе Норвегии. Возле Бергена есть два знаменитых фьорда: Hardanger fjord и Sognefjord. Мы заранее купили экскурсии серии "in a nutshell": Hardanger Fjord in a nutshell и Sognefjord in a nutshell. Эти экскурсии по сути - набор билетов на обычные средства транспорта: поезда, автобусы, теплоходы. В кассе железнодорожного вокзала Бергена мы получили две пачки билетов, на обе экскурсии. Дальше только оставалось приезжать в нужное место и вовремя пересаживаться на следующий транспорт. А в самой дальней точке каждого маршрута нам давали часа три времени погулять по местной деревне, слазить в горы, в общем полюбоваться красивейшей природой норвежских фьордов. Конечно, нас сразу впечатлили горные вершины,покрытые снегом (а мы начали наше путешествие в конце мая), и цветущие яблони,вишни, сирень у подножия этих гор. Нам очень повезло с погодой. Обычно в это время в Норвегии холодно и дождливо. Мы взяли с собой теплые вещи, дождевики,зонты, в общем приготовились встретить стихию во всеоружии. А увидели солнечное небо, температуру 15-18 градусов и цветущие сады. Правда, теплые вещи нам потом все пригодились, но это уже было совсем в другом месте.
В общем в первые два дня мы посмотрели оба фьорда. Каждый день путешествие составляло около 500-600 км на транспорте и еще часа три пешком по местным горам. Во второй день мы 5 часов ехали но комфортабельном теплоходе с водометным движителем. Я замерил его скорость навигатором - около 50 км/час. Все это время мы ехали по фьорду Sognefjord, то есть по узкому и длинному морскому заливу, зажатому между покрытых снегом гор,поднимающихся ввысь до 2000 м. И сотни, тысячи водопадов, от малюсеньких, но высоченных ручейков, до бурных потоков шумящей и пенящейся воды. Вода во фьордах была, естественно, ледяной. Ведь все эти водопады образованы тающими ледниками. Представьте наше удивление, когда мы увидели в одном порту, куда зашел наш теплоход, купающихся детей.
На третий день мы просто походили по Бергену. Это интересный, старинный город. Он начинал свою историю как рыбацкий и купеческий город. Мы полазили по старой, исторической его части, зашли на рыбный рынок, погуляли по паркам.Но самой впечатляющей частью города был старинный жилой район, расположенный высоко в горах. Мы туда доползли пешком, и только наверху узнали, что туда ходит фуникулер. Но не пожалели: по дороге наверх увидели много интересного, и церквушку, которая древнее Нотр-Дама в Париже, и узенькие старинные улицы.
В тот же день, вечером, мы вылетели в Alesund,это тысяча километров севернее. В конце мая там стояли белые ночи. Ведь Alesund расположен недалеко от Полярного круга. Из Олесунда мы продолжили путешествие на круизном теплоходе Hurtigruten. Это старинная пароходная компания, суда которой совершают рейсы вдоль западного побережья Норвегии. На этом теплоходе мы сначала пошли на север, а затем зашли в самый большой фьорд Норвегии - Geiranger fjord, и вдоль него около пяти часов шли до деревеньки Geiranger. В ней у нас был забронирован коттедж на самом берегу фьорда, прямо у подножия гор. Это была, пожалуй, самая романтическая ночевка нашего путешествия. Мы купили в единственном местном магазине кое-какой еды, включая местную клубнику, которая оказалась на удивление сладкой и ароматной. И вечером пили чай на веранде коттеджа с этой клубникой, а потом провожали закат на берегу фьорда и смотрели,как солнце прячется за горы. А уже в сумерках, около полуночи, нам вздумалось прогуляться в горы, по узенькой тропе. Так что легли спать далеко заполночь.
Самое интересное, что хотя мы заранее купили все билеты и забронировали все отели, дальше в нашем маршруте был пробел. Нам нужно было добраться до Андалснеса, откуда идет поезд до Домбаса, а дальше - другой поезд уже до Осло. Из Геренгера в Андалснес ведет узкая и живописная горная дорога,которую местные называют "Дорогой Троллей". Но в это время года ни автобусы, ни такси по этой дороге не ходили, она еще была завалена снегом. Если мы не доберемся вовремя до Андалснеса, то не успеем на поезд, и дальше все наше путешествие летит кувырком. Сначала мы почти договорились с такси, чтобы он нас довез до Андалснеса объездной дорогой, но это стоило бы нам 1200 крон (около 200 долларов). К счастью, нас согласилась подвезти девочка из местного туристического агенства до деревеньки Sjoholt, и всего за 400 крон. Мы еще, правда, заплатили за переправу на пароме. Так что утром следующего дня мы уже были в Шехолте. Она стала самой северной точкой нашего маршрута. Деревня расположена даже севернее Якутска. Мы попали в Шехолт в воскресенье, когда в Норвегии праздновали Троицу. В этот день из деревни в Андалснес ходил всего один единственный автобус. На местной бензозаправке мы поинтересовались, где тут автобусная станция. Оказалось, в деревне ее вообще нет. Но нам сказали: вон там есть кафе, возле него останавливается автобус. Мы зашли в кафе, к счастью,оно было открыто, и от девочки за прилавком узнали, что даже существует расписание. И действительно точно по расписанию подошел автобус. Но тут случилась другая проблема. Дело в том, что у нас в Канаде, как и в Европе,практически не пользуются наличными деньгами. И мы к тому времени уже полгода не брали в руки денег. И вдруг выяснилось, что у водителя сломался аппарат для оплаты картой. И банк в деревне в этот день не работал. Я побежал в кафе,хотел там снять наличные, но девочка-продавец так и не сумела это сделать.Водитель уже нервничала, что сбивается с графика, а я все не мог достать денег.В общем договорились, что едем в Андалснес, а там, на вокзале должен быть банкомат. Так и поехали. Банкомат к счастью нашелся. От этой поездки у меня осталось две монеты по 20 крон. Ну что ж, хотя бы увидел, как выглядят норвежские деньги.
Из Андалснеса поездом мы отправились в Домбас. Это очень живописная дорога, петляющая в горах. Поезд проходит через множество туннелей,мимо водопадов, горных деревенек. В одном из горных туннелей поезд делает разворот на 180 градусов, и выходит из той же горы, только значительно выше входа. Так как места здесь необычные и живописные, в поезде устроили в вагонах телевизоры и диктор на четырех языках рассказывал о местах, которые мы проезжали. В Домбасе пересели в другой поезд и успешно добрались до столицы.
В Осло мы поселились в квартире (apartment),довольно просторной. Гостиная со столовой метров в 30, большая спальня и ванная комната метров 10 по площади. В Осло мы пробыли только один вечер и следующий день. Побывали в музеях на полуострове Bygdoy: фольклорном музее, музее викингов и музее Кон-Тики и Ра, где представлены знаменитый плот и камышевая лодка Тура Хейердала. Погуляли по городу, посидели в кафе.
Ниже - несколько фото из около двух тысяч снятых во время путешествия (не считая еще и видео).