Хочу немного написать о русских ракетных двигателях РД-180.
В конце октября Россия отправила в США еще три ракетных двигателя РД-180: они будут использованы на первых ступенях ракет Atlas V и, скорее всего, помогут Пентагону отправить на орбиту очередные военные спутники – как делают это уже почти 20 лет. Это сотрудничество, начавшееся в середине 1990-х, пережило коррупционные скандалы и санкции. Сконструированный в поздние советские годы двигатель оказался настолько эффективным и дешевым, что честно выигрывал рыночную конкуренцию, и это было важнее геополитики, испортившихся между странами отношений и новой холодной войны.
Заключившая контракт с русскими Lockheed Martin полагала, что именно благодаря РД-180 сможет выиграть конкуренцию за создание новой ракеты-носителя программы EELV для военных пусков, объединяющей несколько существующих проектов. В сущности, так и получилось. Atlas V с российскими двигателями в течение многих лет запускал военные спутники значительно чаще, чем намного более дорогая Delta IV. Только в последние годы в их монополию смог вмешаться Илон Маск со своими "Соколами".
Как вообще российская техника попала в американскую космическую индустрию? В 1988 году американский исследователь Чарльз Вик, десятилетиями скрупулезно собиравший данные о ракетах, двигателях, спутниках и другой технике с другой стороны "железного занавеса", выступая на конференции перед чиновниками и представителями промышленности, заявил, что советские инженеры смогли создать более надежные и дешевые ракетные двигатели, чем их американские коллеги. Встречный интерес советских производителей к американскому рынку возник в те же позднеперестроечные годы. "Заказов у предприятия не было, все космические программы "схлопывались", и оно фактически находилось на грани закрытия.
Главный конструктор и генеральный директор, Борис Иванович Каторгин, являясь народным депутатом СССР, был знаком с Ельциным и обратился к нему с просьбой о том, что ситуация на предприятии безвыходная и необходимо разрешение на выход во внешний мир. "Энергомаш" показал американцам два двигателя (среди них не было РД-170, на основе которого позже был сделан экспортный РД-180), завязал контакты, и представители производителей двигателей из США потянулись в Химки. Договориться удалось, как в русской сказке, с третьими визитерами – компанией Pratt & Whitney, с ней в 1992 году "Энергомаш" заключил договор о совместном маркетинге и лицензировании двигателей на территории США.
Боб Форд, менеджер Lockheed Martin, приехав на Энергомаш, обнаружил, что сотрудники едва получают зарплаты и фактически лишены доступа к нормальной медицинской помощи – в больницах и поликлиниках нет даже самых необходимых препаратов и медицинских изделий. Первый контейнер с гуманитарной помощью для семей сотрудников "Энергомаша" и других московских аэрокосмических предприятий отправился в Химки в 1996 году.
Год спустя Lockheed Martin договорился о закупке первых 18 энергомашевских двигателей РД-170, адаптированной для американских ракет. Экспортная версия получила обозначение РД-180.