Единственный теоретический недостаток, который всегда упоминается противниками наружного подвеса, и который условно можно принять во внимание - необходимость замены колеса на машине, сидящей на брюхе в глубокой колее. Хотя, лично я себе с неимоверным трудом могу представить подобную ситуацию...
Зато я не только представляю, но и хорошо помню, как пришлось лезть за запаской под "брюхо" УАЗа - "буханки", по это самое брюхо сидящей в луже! Пришлось снимать запаски ещё с двух УАЗов (джипов), чтобы использовать одну - как подпятник под домкрат, а две другие класть под задние колёса той "буханки". После чего с помощью двух тросов, двух джипов и такой-то матери злосчастный микроавтобус был выдернут на твёрдую (относительно) землю.
После чего владельцу "буханки" было настоятельно рекомендовано сделать наружное крепление запасного колеса - наподобие того, как это сделано на военных грузовиках с кузовом-"кунгом".
На УАЗах-джипах, да и не только на УАЗах, запаска закреплена на задней двери или на заднем борту. Достоинства - всегда доступна, не грязнее остального кузова. Недостатки - несколько высокое месторасположение затрудняет установку-снятие (тем более, если у водителя сил негусто), иногда затрудняет обзор через зеднее стекло и доступно "очумелым ручкам" тех товарищей, которые нам совсем не товарищи.
Что касается легковых автомобилей, то многие идеальным считают расположение запаски "по-жигулёвски", имеется в виду "классика". Подобный вариант даже для "Москвичей" предлагался (408, 412, 2140 и модификации). Конечно, не всегда удобно доставать колесо, если багажник загружен. Но если груз - не картошка или что подобное, обычно достаточно только отодвинуть то, что мешает непосредственно доставанию колеса. А если снятое колесо грязное, то всего-то надо из дна ниши для запаски достать имеющуюся там пробку. Вода и грязь наружу стекут.
Но, как ни крути, всё равно приходится переносить колесо через высокий борт багажника.
Похоже, но чуть менее удобно, запаска располагалась на "Волге" ГАЗ-21 - около заднего правого крыла (а не в самом крыле, как у "Жигулей").
Чего не скажешь о "Самаре", "Оде" и других авто. Вот там, действительно, тот ещё геморрой - вытаскивать вещи, потом со дна вынимать запаску, класть на её место пострадавшее колесо, снова загружать вещами... Особенно "приятно" этим заниматься в дальней дороге, вдобавок под дождём... Развлечение для мазохистов.
Но там хотя бы вода и грязь в нише на полу соберутся. А в багажнике "Волги" эти субстанции потекут аккурат на вещи! Хоть отдельный герметичный чехол вози!.
"Москвич-2141", "Ауди-100" и ещё несколько автомобилей отметились своеобразным креплением запаски - под дном багажника. С одной стороны - вроде как хорошо: багажник собой не заполняет, грязная, не грязная - всё равно. Проблема доставания из лужи тоже не стоИт - эти автомобили для твёрдых дорог предназначены. С другой - всё равно надо лезть в багажник, откручивать там специальный болт, чтобы ослабить крепление той решётки, на которой запаска крепится, потом, согнувшись буквой "зю", снимать решётку с крючка, да ещё и удержать её, чтобы она не упала и не @бнула по пальцам. При установке туда пробитого колеса всё идёт в обратном направлении.
Как писали в одной из статей, "Процесс доставания дамой запаски из-под "брюха "Москвича", с точки зрения мужчин, был покруче иных эротических шоу",
Можно вспомнить, что журнал "За рулём" даже своего рода конкурс устраивал - как лучше модернизировать подобную конструкцию.
Куда удобней автомобили с кузовами "универсал", "фургон" и "комби", у которых запаска располагалась в нише между полом багажника и нечётной дверью! ("ИЖ-Комби", "Москвичи-426, -427, -433, -434", ВАЗ-2102 и -2104, ГАЗ-2402). Открыл люк (обычно на нём ещё номерной знак крепился) - и вот оно, запасное колесо! Правда, доставать его не совсем удобно (отсек узкий), но где смекалка не выручала! Кусок верёвки, которую изначально привязали к паре отверстий для болтов/шпилек, позволит вынуть колесо одним движением. Всё! Снятое колесо так же привязываем и упаковываем.
Отдельная "песня" - запаски, располагающиеся в моторном отсеке. Знакомый на "Запорожце-968" возит запасное колесо там только с осени по весну - летом на крышном багажнике. Говорит, летом под капотом такая жара, что резина изнашивается больше от перегрева, чем от езды по дорогам. За своей "Таврией" и "Окой" товарища подобного не замечал. Ну, тут понятно - на "Запорожце-то мотор воздушного охлаждения, а здесь - "водянки". Но колесо надо поднимать выше уровня капота, постараться при этом не поцарапать и не испачкать крыло, да ещё и располагать запаску на её месте определённым образом (чтобы ещё и закрепить). Ладно, если мужик этим занимается, а если хрупкая дама? Например, моя бывшая любовница во времена наших отношений на "Ниве" ездила - ох, помучилась, когда на безлюдной дороге (хорошо, хоть на асфальте) вдали от цивилизации колесо проколола!
Можно, конечно, вспомнить ещё один способ расположения запаски - в нише переднего крыла. Но он канул в Лету вместе с автомобилями 1900-1930-х годов, на которых это практиковалось...