Этот мой блог основан на некоторых цифрах из Wall Street Journal (https://www.wsj.com/articles/daimler-faces-further-emissions-hit-as-earnings-sink-11579685176#:~:text=Germany и других источниках.
Германия - страна, где родился автомобиль. И уже более столетия немецкие инженеры создают автомобили, которые получили признание по всему миру.
Но последнее время, собственно с конца 20-го века, немецкие автомобили стали терять свой блеск. Падают продажи и в Европе, и в США и Канаде, и в других странах. Все больше всплывают проблемы с качеством, все больше скандалов с подтасовкой цифр экономичности и эмиссии немецких автомобилей.
Компания Daimler AG, владелец марки Mercedes Benz, еще в 2019-м, докарантинном году, сообщила о потере 50% прибыли. В том же году Tesla обогнала Volkswagen и стала второй наиболее ценной автомобильной компанией мира.
Daimler AG, Bayerische Motoren Werke AG, Volkswagen, конечно, продолжают выпускать автомобили, но их прибыли становятся все меньше и меньше (даже не учитывая кризисный 2020-й год пандемии).
Да и в год пандемии в США и Канаде упали больше всего продажи именно немецкой тройки. Если продажи американских брендов просели на 6-15%, то продажи BMW, Mercedes Benz и VW-Audi упали на 30-40%.
Продажи немецких автомобилей падают на североамериканском рынке уже более 20 лет. И
это при том, что дилеры дэмпингуют цены. В Канаде и США немецкие модели можно купить на 10-12% дешевле, чем у себя на родине, в Германии. Тем не менее покупатели и люксовых машин, и стандартных классов все больше выбирают американские, японские и даже корейские машины, а не немецкие.
Из всех немецких марок в США и Канаде наиболее популярен BMW. Но и у него дела неважны. Продажи снижаются, прибыли падают. Даже вывод на рынок компактного электромобиля BMW не создал ажиотажа.
Немецкие автопроизводители нервничают. Отсюда все больше фактов фальсификации, как цифр по экономичности Мерседесов, БМВ, Ауди и Фольксвагенов, так и цифр по эмиссии, и даже статистики по продажам. В последней махинации недавно уличили BMW, которая существенно приукрасила цифры своих продаж, чтобы выглядеть более эффектно на рынке.
В 2018 году BMW вынуждена была заплатить штраф в 1 миллиард евро за сговор по фиксации цен на технологии, связанные с эмиссией ДВС.
Daimler AG в течение 2019 года заплатила более 4 миллиардов доллара штрафа за фальсификацию эмиссии дизелей.
BMW последний раз видела прибыль в 10% еще в 2012 году. С тех пор цифры прибыли стали однозначными. И в последнем докороновирусном году упали до 5%.
Почему же немецкая тройка теряет рынок?
Дело в том, что за последние десятилетия и американские, и японские автопроизводители поняли, что немцы заняли и комфортно чувствуют себя в нише люксовых автомобилей. И предприняли усилия, небезуспешно, по вытеснению немцев из этих классов. Недавно к этим усилиям присоединились даже корейцы с их новым брендом Genesis. Кроме того большую роль сыграла Tesla, которая стремительно ворвалась на рынок люксовых автомобилей и всего за 5 лет, с 2014 по 2019 годы увеличила продажи в 10 раз. На этот же рынок пришли со своими моделями Toyota Motor Co., Honda Motor Co. и Nissan Motor Co., создавшие люксовые марки Lexus, Acura, Infiniti. И покупатели последние годы все чаще выбирают именно эти марки, а не BMW, Mercedes Benz или Audi. Преуспели и американские компании со своими марками Lincoln, Buick, Cadillac, Chrysler.
В то же время немецкие автомобили все больше проигрывают в технических характеристиках, в качестве и надежности.
Особенно это касается "народной" марки Volkswagen. Продажи VW в США и Канаде только за последние 10 лет упали более, чем вчетверо. Машины этой марки стали откровенно дешевыми (cheap). Имеется ввиду не цена, а низкое качество, невнимательность к деталям, серьезные промахи в эргономике, большие проблемы с управляемостью и поведением на дороге, а также с безопасностью.
Один пример. Когда VW выпустил на североамериканский рынок модель Passat, он хотел сделать его конкурентов таких любимцев этого класса как Toyota Camry, Honda Accord, Ford Taurus, Chevrolet Malibu. Но в итоге дилеры вынуждены были позиционировать Passat как дешевую альтернативу легковому автомобилю среднего класса. Дешевую во всех отношениях. А уж Golf стал примером откровенного ширпотреба, массового глобального автомобиля, который разве что умеет ехать, но не может привлечь покупателя ничем, кроме низкой цены. Какое-то время VW Jetta был самым дешевым автомобилем на рынке США и Канады. Потом, правда, его место занял еще более дешевый Nissan Versa (в Европе Almera).
Целый ряд моделей VW вынужден был покинуть рынок США и Канады из-за провальных продаж: Phaeton, Touareg, Routan.
Место немецких моделей занимают не только японцы и американцы. Европейский Volvo после подпитки китайскими инвестициями уверенно начал наступление в классе люксовых автомобилей. Пока немецкая тройка теряет позиции, Volvo успешно наращивает продажи.
Еще накануне прихода короновируса Herbert Diess, член совета директоров VW сказал: "Надвигается шторм". А приход пандемии только обнажил проблемы и Фольксвагена, и Даймлера, и БМВ.