Юрий,шо расскажете за Сикорского?, интересно послушать...
Я лучше расскажу немного об Александре Можайском.
Тема авиации мне знакома. Как-никак, я учился в авиационном институте и имею ученую степень в области аэро- и гидродинамики.
Начну с того, что недавно дочь подарила мне на день рождения книгу "Хронология авиации" Джима Винчестера, известного знатока и популяризатора авиации. Книга описывает историю возникновения первых летательных аппаратов, начиная с 11-го века и до наших дней. В ней, например, описывается "полет" некоего монаха, который сконструировал что-то наподобие воздушного змея или планера и спрыгнул с этой машиной с колокольни монастыря, с высоты около 80 м, и пролетел (спланировал) около 200 метров. Описываются аппараты Леонардо да Винчи, монгольфьеры, планеры Отто Лилиенталя, и в том числе самолет с паровым двигателем английского инженера Вильяма Хенсона. В 1842 году Хенсон, вместе с Джоном Стрингфеллоу, построили, а в 1843 году запантентовали конструкцию "воздушного парового экипажа". Это был моноплан с размахом крыла 46 метров и весом в 1400 кг. На нем стоял паровой двигатель высокого давления в 50 л.с. Конечно, мощности двигателя было недостаточно для полета этой конструкции.
Книга описывает еще многие попытки создания летательного аппарата, в том числе, самолета. Однако в книге нет ни слова о Можайском.
Я решил узнать побольше об Александре Можайском и понять, почему он не заслужил быть упомянутым среди пионеров авиации.
Идея создания летательного аппарата возникла у Александра Можайского, по словам его сына Александра, в 1856 году. Можайский был знаком с более ранними работами, развивающими идею аэроплана, в особенности — Хенсона и Стрингфеллоу. Замысел аппарата сложился к 1873 году. В 1876 году Можайский совершил несколько полeтов на изготовленном им планере-змее, буксируемом тройкой лошадей в своeм имении Вороновица (Украина).
В 1877 году Можайский, после демонстрации полета нескольких моделей аэропланов с пружинным двигателем, запросил сумму в 3000 рублей для создания реального самолета. Военное министерство выделило эту сумму. Согласно проекту размах крыла самолета (моноплана, как и у Хенсона) был 23 метра, вес 820 кг. Первоначально планировалось установить два ДВС системы Брайтона по 15 л.с. Совершенно очевидно, что даже с ДВС этот проект был обречен на провал.
Однако ДВС в то время были еще настолько ненадежны, что Можайский решил последовать проекту Хенсона и поставить паровую машину. На ее приобретение Можайский сумел выпросить еще 2500 рублей. Он приобрел два английских двигателя Ahrbecker Son and Hamkens. Эта фирма раньше сконструировала паровой двигатель для орнитоптера английского изобретателя Фроста.
Все попытки поднять самолет в воздух (Можайский для этого применил рампу) провалились. Согласно имеющимся документам, во время попытки взлёта самолёт потерпел аварию с повреждением крыла и шасси. Согласно одному из сообщений, «механик, управлявший машиной, потерпел увечье».
Таким образом, ни Хенсон с Стрингфеллоу, ни попытавшийся повторить их опыт Можайский, так и не сумели создать летающий аппарат тяжелее воздуха. Это удалось лишь ы 1904 году братьям Орвиллу и Уилбору Райт, на мысе Китти-Хок в Северной Каролине.
Сообщение отредактировал yuryv: 24 October 2019 - 18:21