Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Самый уникальный автомобиль General Motors


Тема находится в архиве. Это значит, что в нее нельзя ответить.
Сообщений в теме: 8

#1 hnetcell

hnetcell

    инструктор

  • Гаражники
  • PipPipPipPip
  • 4517 сообщений

Отправлено 23 April 2019 - 02:38

Идея создания лунного автомобиля возникла еще в 1964 году, когда только шла подготовка к лунной программе NASA.

 

Первой идеей было создание закрытого фургона с экипажем два человека. Это был крупный автомобиль массой около трех тонн. В нем два астронавта могли не только работать, но и жить в течение двух недель. То есть этакая космическая станция на колесах. Однако для доставки такого автомобиля на Луну требовался отдельный полет ракеты-носителя, что означало миллиарды лишних затрат. Очень скоро в NASA поняли, что они не могут потянуть такие расходы, и проект был закрыт.

 

Стало понятно, что нужен легкий автомобиль, который экипаж лунного модуля мог бы брать с собой в полет. И 11 июля 1969 года, как раз накануне успешной посадки первого пилотируемого аппарата Аполло 11 на Луну, было утверждено техническое задание на создание Лунного Автомобиля (Lunar Rover Vehicle, LRV). Основными контракторами проекта выступили Boeing и General Motors. GM разрабатывал все "автомобильные" компоненты аппарата: колеса, двигатели, подвеску, раму, систему управления. Boeing же отвечал за навигационную систему и электронику.

 

Одной из сложнейших задач оказалось создать лунное колесо. Жесткие колеса, какие применили на советском Луноходе, не годились. Ведь у русского "лунного трактора" максимальная скорость была всего 2 км/час. А LRV имел крейсерскую скорость 13 км/час, а максимальную - 18 км/час. А главное, LRV был пассажирским автомобилем и должен был везти астронавтов по лунному бездорожью с максимальным комфортом. При этом в техзадании указывалось, что LRV должен свободно преодолевать препятствия высотой до одного фута (30 см).

Резиновые пневматические колеса сразу отмели из-за их ненадежности. Ведь не будут же астронавты менять колесо на Луне в случае прокола, а камней с острыми краями там в достатке. Кроме того, LRV должен выдерживать перепады температур в 170 градусов Цельсия. Ведь поверхность Луны, освещенная солнцем, раскалена, в то время как в тени остается космический холод. Прибавьте к этому жесткое ультрафиолетовое и космическое излучение. Ясно, что не только резина, но и никакой компаунд не выдержит этих условий. Поэтому конструкторы предложили несколько проектов колеса с металлическими эластичными элементами. После длительным испытаний на полигонах остановили выбор на колесе из мелкой металлической сетки.

 

Поработать пришлось и с подвеской, которая должна была быть достаточно мягкой, и при этом выносливой и работать в тех же жестких условиях вакуума.

 

В результате автомобиль получился настолько комфортным, что астронавт-геолог Харрисон Шмитт из экипажа Аполло 17 был в восторге от поездок на LRV. А Шмитту пришлось немало поколесить по Луне, ведь он был первым (и единственным) геологом, исследующим Луну.

 

Но первой главной проблемой, с которой столкнулись конструкторы, была проблема размещения LRV на лунном модуле. В модуле оказался свободным лишь один отсек размером с пирамиду, с основанием 1.5 на 1.5 метра и глубиной 90 см, со стенками, сходящимися под углом 90 градусов. Понятно, что без инженерной хитрости никакой автомобиль в эту нишу было не засунуть.  Конструкторы вышли из положения, предложив складной автомобиль. Сидения складывались в плоскую конструкцию. Передняя и задняя части рамы поворачивались на 180 градусов и укладывались на ее среднюю часть. Наконец, колеса поворачивались на 45 градусов в вертикальной плоскости и в таком виде LRV как принимал форму имеющегося отсека в лунном модуле. Гениальность этого решения состоит еще в том, что для раскладывания автомобиля после прилунения астронавту достаточно было лишь дернуть за веревочку.

 

Интересно была построена навигационная система. Ведь никаких "селено-позиционных" спутников вокруг Луны не было. Навигатор LRV запоминал все изменения курса и расстояния, пройденные между этими изменениями, и, как по нити Ариадны, мог привести LRV назад, к родному лунному модулю. Заблудиться астронавты не боялись.

 

Первым экипажем, который взял с собой LRV, был Аполло 15. Вслед за ним, все последующие экипажи, вплоть до Аполло 17, ездили на LRV.

 

Если до этого все лунные экспедиции высаживались в районах лунных морей, на равнинах, то с LRV на борту появилась возможность исследовать и более интересные, горные районы Луны, где астронавт на своих ногах просто не смог бы пройти. Благодаря LRV астронавты сумели изучить несколько интересных областей Луны, включая и потухший вулкан, где был обнаружен так называемый "оранжевый песок" - микрошарики оплавленного стекла. Были найдены также и белые кристаллы минерала, который многое рассказал ученым об истории происхождения Луны и о ее прошлом развитии.

 

В общей сложности LRV трех экипажей Аполло проехали по Луне 90.7 километров. Для сравнения, общий пробег двух русских Луноходов составил 49.5 км.

 

LRV таким образом стал первым в истории космическим автомобилем, успешно отработавшем на другом небесном теле. Если LRV можно назвать автомобилем, причем пассажирским автомобилем (или скорее, полноприводным кроссовером с электрической тягой), то советский Луноход можно сравнить с трактором, как собственно и назвал его Владимир Высоцкий.

Прикрепленные файлы



#2 Happy Ananas

Happy Ananas

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 9907 сообщений

Отправлено 23 April 2019 - 10:10

Так вот почему Шеви Нива такой хороший проходимец, в нём гены американского лунохода от GM!))))))


И никого на горизонте... Вот и ладушки, вот и хорошо.


#3 А6422

А6422

    оптимист

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 10034 сообщений

Отправлено 23 April 2019 - 13:40

Шеви Нива такой хороший проходимец
а когда она проходимцем стала, я что-то пропустил? unknown  biggrin  

#4 Fantomas

Fantomas

    инструктор

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 30807 сообщений

Отправлено 23 April 2019 - 13:42

а когда она проходимцем стала, я что-то пропустил? unknown  biggrin  

А што не так с ней? https://vk.com/video?z=video29720768_456239278%2Fpl_cat_updates


"Я не согласен с вашими убеждениями, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать." (Вольтер, французский философ)
"Я не согласен с вашими убеждениями. Готовы ли вы отдать жизнь за ваше право их высказывать?" (Вальтер, 9 мм.) На DRIVE2 https://www.drive2.r...rs/polyakoff69/


#5 А6422

А6422

    оптимист

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 10034 сообщений

Отправлено 23 April 2019 - 13:45

А што не так с ней?

очень сомневаюсь, что проедет она там - где проедет обычная нива(про уаз буханку промолчим, почти не "легковой"), я рассматриваю в этом случае только серийные авто... 


Сообщение отредактировал А6422: 23 April 2019 - 13:47


#6 hnetcell

hnetcell

    инструктор

  • Гаражники
  • PipPipPipPip
  • 4517 сообщений

Отправлено 23 April 2019 - 16:30

Забыл указать спецификацию LRV:

 

Длина 3100 мм

Колесная база 2300 мм

Высота 1140 мм

Снаряженная масса 210 кг

Мощность - 4 электродвигателя с последовательной намоткой по 0.25 л.с. = 1 л.с.

Источник питания - серебряно-цинковая (silver-oxide) батарея, емкость 121 А.Ч.

Максимальный пробег на одной зарядке 36 км


Главным конструктором LRV был Ференц Павликс, американец венгерского происхождения. Он же изобрел и уникальное колесо с металлическими упругими элементами.

Как видно на фото, колесо имеет "покрышку" из мелкой сетки, с "протектором" из отдельных пластин. Внутри же колесо имеет каркас из более крупных пружинных элементов.

Такая конструкция себя очень хорошо зарекомендовала.
 

Прикрепленные файлы



#7 DDD

DDD

    инструктор

  • Гаражники
  • PipPipPipPip
  • 3114 сообщений

Отправлено 24 April 2019 - 08:49

то советский Луноход можно сравнить с трактором, как собственно и назвал его Владимир Высоцкий.[/size][/size][/font]

почему сразу трактор? он там разве поля пахал? Кюриосити тоже тогда трактор?

#8 Витал

Витал

    Пришёл потрындеть)))

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 42638 сообщений

Отправлено 24 April 2019 - 10:24

Луноход, вроде как, тоже для перемещения космонавта предназначался, но у него было то преимущество, что он мог управляться дистанционно.


"Abermeine Herren, das ist keine Physik!" 

Попугай немецкого физика П. Эренфеста.


#9 DDD

DDD

    инструктор

  • Гаражники
  • PipPipPipPip
  • 3114 сообщений

Отправлено 24 April 2019 - 12:14

LRV не то что на кроссовер, он даже на багги не тянет - каркаса нет, некомфортно. То ли дело Луноход - це лимузин! 8 колес, закрытый кузов с климат-контролем, 6 камер кругового обзора и пр.!

Сообщение отредактировал DDD: 24 April 2019 - 12:18





Яндекс.Метрика