Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

История первых русских снегоходов


Тема находится в архиве. Это значит, что в нее нельзя ответить.
Сообщений в теме: 6

#1 Zor

Zor

    инструктор

  • Гаражники
  • PipPipPipPip
  • 4255 сообщений

Отправлено 24 March 2017 - 18:15

«- В вашем рассказе чувствуется подмигивание,-  сказал полный

 человек, и я увидел, что он смотрит на меня с отвращением».

М.А. Булгаков Театральный роман.

 

«Человеческая логика не всегда проникает в бездны Божьих путей»

В. Даватц.

 

 

 

История первых русских снегоходов

 

 

Рождение первого русского автомобиля, предназначенного для езды по снегу, свершилось при весьма любопытных обстоятельствах.

С 1904 года в моторном отделе русской фирмы  «Лесснер» состоял техником французский подданный Адольф Адольфович Кегресс (1879-1943). В то время автомобильный транспорт еще только зарождался, и специалисты, разбирающиеся в автомобильной технике, были наперечет. По-видимому, Кегресс являлся хорошим механиком и неплохо управлял автомобилем,  поэтому в 1906 году его пригласили на очень ответственную должность личного шофёра ЕИВ Николая II, чей обширный гараж располагался в Царском Селе.

В 1908 году Кегресс получил повышение - стал начальником технической части всех гаражей ЕИВ, оставаясь при этом личным шофером последнего русского императора. А в 1912 году француз подал прошение на получение российского подданства.

 

http://marrrrrrrrr.users.photofile.ru/photo/marrrrrrrrr/115806291/xlarge/138507632.jpg

А.А. Кегресс со своим шефом царем.

 

Дороги в то время на Руси были просто аховые, а в зимнее время их переметало снегом так, что наличие пути можно было определить только с помощью верстовых знаков. Автомобилей с приводом ко всем колесам в те годы не производили, поэтому путешествие на машине по русским просторам зимой даже в ясную погоду было делом трудноосуществимым и достаточно рисковым. Намучившись с завязшими в глубоком снегу автомобилями,  Кегресс стал задумываться над тем, как бы половчее приспособить машину для езды по снегу. Самым простым решением было поставить передние колеса на широкие лыжи. Таким нехитрым способом существенно снижалось удельное давление передней оси на опорную поверхность, что уменьшало суммарную составляющую сил сопротивления движению. Но это была полумера, задние ведущие колеса вязли в снегу и не могли развить достаточную для движения автомобиля тяговую силу. Было очевидным, что для осуществления задуманного требовалось внести существенное изменение в движитель машины.

В итоге А.А. Кегресс отказался от колесного движителя (колес) и в 1909 году сконструировал и испытал первый прототип автомобиля повышенной проходимости, предназначенный для езды по снегу, построенный на базе французской легковой машины «FL».

Стандартные колеса передней управляемой оси были поставленны на широкие лыжи,  а колеса задней ведущей оси были заменены двумя движителями оригинальной конструкции, каждый из которых представлял собой ленту из верблюжьей шкуры, натянутую на два колеса-барабана, приводящих ее в движение.

В 1912 году Кегресс придумал новый более прочный движитель на основе резиновой ленты, опытные образцы которой изготовило Российско-американское товарищество резиновой мануфактуры под фирмой «Треугольник». Новые ленты были установлены на машины Мерседес и «Руссо-Балт».

 

http://marrrrrrrrr.users.photofile.ru/photo/marrrrrrrrr/115806291/xlarge/138507629.jpg

По суглинкам автомобиль Мерседес на лыжах ехал не очень охотно.

За рулем заядлый автомобилист князь В.А. Орлов, рядом Кегресс.

 

http://marrrrrrrrr.users.photofile.ru/photo/marrrrrrrrr/115560061/133855960.jpg

Автомобиль «Руссо-Балт», переделанный для езды по снегу.

 

Характерной особенностью изобретения являлось то обстоятельство, что для установки гусеничных движителей не приходилось вносить существенные изменения в конструкцию силового привода автомобиля, поэтому весной их можно было быстро демонтировать и вернуть машине её стандартные колеса.

В мае 1914 года предусмотрительный Кегресс запатентовал свою конструкцию, назвав ее «автомобильные сани, движущиеся посредством бесконечных ремней с нажимными роликами», после чего продолжил работу над ее совершенствованием.

После вступления России в Великую войну карьера Кегресса неожиданно пошла в гору. Он, как шофер верховного главнокомандующего, был произведен в офицеры -получил чин прапорщика автомобильных войск.

 

http://marrrrrrrrr.users.photofile.ru/photo/marrrrrrrrr/115806291/xlarge/138507622.jpg

Бравый прапорщик Кегресс в папахе и с шашкой.

 

http://marrrrrrrrr.users.photofile.ru/photo/marrrrrrrrr/115806291/xlarge/138507616.jpg

Лихой шофер Кегресс за рулем царского автомобиля

 

А в 1916 году Путиловским заводом при непосредственном содействии изобретателя были поставлены на полугусеничный ход системы Кегресса пять автомобилей различных моделей. Автосани поступили на Северный фронт в качестве санитарных машин. Они зарекомендовали себя наилучшим образом, свободно передвигаясь по рыхлому снегу, ледяной корке и заснеженному болоту.

 

http://marrrrrrrrr.users.photofile.ru/photo/marrrrrrrrr/115806291/xlarge/138507601.jpg

Санитарный автомобиль с движителями Кегресса.

 

 

Затем история с самобеглыми санями получила интересное продолжение. В августе 1916 года Кегресс представил к испытанию Военному ведомству России полугусеничный броневой автомобиль фирмы «Остин» (второй серии) с движителями собственной конструкции на основе резиновой ленты с грунтозацепами. Для улучшения профильной проходимости в передней части на специальных продольных кронштейнах были установлены два небольших железных колеса-катка. Они обеспечивали машине возможность преодоления горизонтальных профильных препятствий типа траншей, рвов и канав. Машина предназначалась для движения по раскисшим суглинкам и нетопким болотам.

В ходе испытаний машина прошла 286 верст по бездорожью, продемонстрировав отличную проходимость. Как гласили страницы отчета: «Автомобиль… свернул с дороги на целину, переехал придорожную канаву, затем пошел со значительной скоростью по мягкому травянистому грунту, свободно и плавно преодолевая различные неровности… Поднялся на Пулковскую гору напрямик по склону, по влажному растительному грунту… Наконец, автомобиль перешел без особых усилий небольшое кочковатое болото, где местами вода сплошь покрывала почву». В октябре Техническая комиссия ГВТУ утвердила представленную Кегрессом «программу работ для дальнейшего развития изобретенных им движителей».

Вот так в России был рожден новый тип бронеавтомобиля повышенной проходимости, получивший в последствие название «полугусеничный», характерной особенностью которого являлось использование гусеничного движителя совместно с колесами, установленными на передней оси, с помощью которых осуществлялось изменение курса машины. Но серийный выпуск полугусеничных бронеавтомобилей данной конструкции до революции так и не состоялся, а единственный построенный попал в Красную Армию.

Любопытна дальнейшая судьба А.А. Кегресса. После отречения своего начальника-царя от трона  прозорливый Кегресс не стал дожидаться окончательной победы пролетариата, и в июле 1917 года выгнал из царского гаража самый дорогой автомобиль фирмы Delaunay-Belleville SMT, усадил в него русскую жену с двумя детьми, погрузил наиболее ценные вещи, надел любимую папаху и под покровом ночной темноты быстрым ходом драпанул в Финляндию.

А вот красивый двухэтажный особняк злосчастного шофера в машину не поместился, поэтому пришлось его бросить.

 

http://marrrrrrrrr.users.photofile.ru/photo/marrrrrrrrr/115806291/xlarge/138519990.jpg

Дом А.А. Кегресса в Царском Селе.

 

http://marrrrrrrrr.users.photofile.ru/photo/marrrrrrrrr/115806291/xlarge/138519987.jpg

 

Из Гельсингфорса он покатил в Швецию, где благополучно продал царский автомобиль, погрузился с семьей на пароход и отбыл во Францию.

Вот так личный царский шофер и изобретатель самобеглых саней на излете своей российской карьеры стал автоугонщиком, за что вполне заслуженно пользуется острой неприязнью  со стороны русских автомобильных историков. Им больше по сердцу иное развитие ситуации: хитрого Кегресса ловят революционные солдаты, отбирают автомобиль, сильно бьют, а потом вместе со всей семьей ставят к стенке. Или ставят к стенке еще до того, как он сел в автомобиль. Рассуждая здраво, иной судьбы у царского прислужника в Советской России не предвиделось.

Несмотря на столь поспешное исчезновение Кегресса с российской исторической сцены его имя еще несколько десятилетий гремело на отечественных просторах в самых причудливых сочетаниях с различными крепкими словами, на которые так богат великий, могучий и свободный русский язык, и не давало спокойно спать по ночам многим советским конструкторам.

 

Во Франции изобретатель оказался востребованным, и с 1919 г. продолжил заниматься разработкой полугусеничных автомобилей в фирме Ситроен. И уже в 1921 г. были выпущены первые автомобили под наименованием «Ситроен-Кегресс».

Чтобы дать новому проекту хорошую рекламу в конце 1922 г. был организован пробег пяти машин  Citroen B2 в Африке через пустыню Сахара, где они ухитрились преодолеть в общей сложности около 7000 км.

В конце октября 1924 года был совершен еще один африканский пробег протяженностью около 20000 км, вошедший в историю как «Черный рейд».

 

http://www.artemachkasov.com/citroen-story/big_91848.jpg

 

Однако по мере развития технического прогресса и налаживания массового производства полноприводных автомобилей стало очевидным, что выпуск полугусеничных машин, являющихся вынужденным компромиссом между колесным и гусеничным автомобилем, совершенно бесперспективен. И в итоге вскоре после II Мировой войны их производство прекратили, после чего машины быстро ушли в небытие, сохранившись лишь в стенах музеев техники…

В нашей стране один из этих автомобилей, когда-то катавший вождя мирового пролетариата В.И. Ленина, находится в подмосковных Горках

 

http://193116.selcdn.ru/upload-95b404b2f335cc4f49771188f774736c/b62/b62972f092c7ae59c29e95efdd3bdf5f.jpg

 

Между прочим Адольф Адольфович оказался очень плодовитым изобретателем, заглянувшим далеко в будущее. В 1935 году он спроектировал автоматическую коробку передач с двумя сцеплениями, обеспечивающую неразрывность потока мощности при перемене передач.

 

http://193116.selcdn.ru/upload-95b404b2f335cc4f49771188f774736c/d46/d4648d9afadfad62eb4a745dc676f821.jpg

 

Ныне такие АКПП известны как «преселективные» или по товарному наименованию - DSG.

Поэтому имя изобретателя сохранилось в истории лишь благодаря придуманным им чудным машинам этаким полуавтомобилям-полутракторам, рожденным в бескрайних снегах Великой России…

 

 

Лев Тюрин

 

Март 2017 г

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  1.jpg   54.64К   0 скачиваний
  • Прикрепленный файл  2.jpg   73.76К   0 скачиваний
  • Прикрепленный файл  3.jpg   62.13К   0 скачиваний
  • Прикрепленный файл  4.jpg   39.41К   0 скачиваний
  • Прикрепленный файл  5.jpg   67.75К   0 скачиваний
  • Прикрепленный файл  6.jpg   94.37К   0 скачиваний
  • Прикрепленный файл  7.jpg   71.21К   0 скачиваний
  • Прикрепленный файл  8.jpg   78.48К   0 скачиваний
  • Прикрепленный файл  9.jpg   120.9К   0 скачиваний
  • Прикрепленный файл  10.jpg   303.24К   0 скачиваний
  • Прикрепленный файл  11.jpg   237.5К   0 скачиваний

Сообщение отредактировал Андрей_kz: 24 March 2017 - 18:47


#2 Zor

Zor

    инструктор

  • Гаражники
  • PipPipPipPip
  • 4255 сообщений

Отправлено 24 March 2017 - 18:31

Огромная просьба к модераторам вставить в текст вместо ссылок картинки, у меня не получилось



#3 Андрей_kz

Андрей_kz

    инспектор

  • Модераторы
  • 11441 сообщений

Отправлено 24 March 2017 - 18:48

Зор в конкретные места подгрузить не получилось так что все в конце скопом.



#4 Zor

Zor

    инструктор

  • Гаражники
  • PipPipPipPip
  • 4255 сообщений

Отправлено 24 March 2017 - 18:54

Жаль что не получилось, без фотографий по месту читать не очень интересно.

Непонятно почему на этом форуме фото разместить так сложно, раньше вставлялись без проблем



#5 Витал

Витал

    Пришёл потрындеть)))

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 48562 сообщений

Отправлено 27 March 2017 - 10:27

Читал подобную статью в Моделисте-Конструкторе. Там тоже был вывод, что затея таки оказалась тупиковой.

Вот так личный царский шофер и изобретатель самобеглых саней на излете своей российской карьеры стал автоугонщиком, за что вполне заслуженно пользуется острой неприязнью  со стороны русских автомобильных историков. Им больше по сердцу иное развитие ситуации: хитрого Кегресса ловят революционные солдаты, отбирают автомобиль, сильно бьют, а потом вместе со всей семьей ставят к стенке. Или ставят к стенке еще до того, как он сел в автомобиль. Рассуждая здраво, иной судьбы у царского прислужника в Советской России не предвиделось.
Вот к чему этот неумный пассаж? Царские офицеры, да и учёные, работали в Советской России, а этому не смоглось бы? Или таки реально угонщик драпанул? 

Форум не место для дискуссий!


#6 Zor

Zor

    инструктор

  • Гаражники
  • PipPipPipPip
  • 4255 сообщений

Отправлено 27 March 2017 - 12:21

Читал подобную статью в Моделисте-Конструкторе.

У меня был давным-давно написан полный вариант статьи с перечислением всех моделей полугусеничных машин сконструированных в СССР  и итоговыми аналитическими выводам на RC форуме .

Год какой статьи в М-К ?

 

Или таки реально угонщик драпанул?

Реально угонщик.

А драпанул потому что не хотел искушать судьбу - правильно поступил


Сообщение отредактировал Zor: 27 March 2017 - 12:26


#7 Витал

Витал

    Пришёл потрындеть)))

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 48562 сообщений

Отправлено 29 March 2017 - 16:17

Год какой статьи в М-К ?
Да я уж и не упомню, вторая половина 80-х, вроде как. 

Форум не место для дискуссий!





Яндекс.Метрика