В журнале "За рулем" за апрель 1964 года есть статья в рубрике Клуб Автолюбитель о путешествиях на автомобилях (стр. 14-15 номера).
Вот как представляли тогда идеальных автопутешественников.
"Нам ясно: число так называемых "диких" путешественников отныне будет убывать. Зато намного возрастут коллективные поездки, массовый организованный туризм.
Группа желающих совершить путешествие, подает заявку в местную маршрутно-классификационную комиссию. Там выдают маршрутные книжки - путевой документ туриста, в котором туристское или другое учреждение делает отметки о прохождении маршрута. После окончания путешествия руководитель группы представляет отчет.
В 1964 году можно будет совершить поездки по разработанным платным маршрутам Центрального совета по туризму.
Путешествия на автомобилях, мотоциклах, мотороллерах расширят ваш кругозор, познакомят с гигантскими стройками нашей страны, с красотой и богатствами родной природы, с памятниками истории и культуры, местами героических боев Советской Армии, со всем тем, что воспитывает советский патриотизм.
Туризм у нас - не удовольствие для одиночек. В Советском Союзе он носит массовый характер.
Что брать с собой? Комплект инструмента, ремень вентилятора, диафрагмы бензонасоса, запасные свечи, элемент маслофильтра, электролампочки, буксирный трос и карту маршрута надо иметь обязательно. Прихватите также небольшую аптечку, по пол-литра тормозной жидкости и дистилированной воды, тугоплавкую смазку, прокладочный картон и вязальную проволоку.
Началу движения предшествует команда "По машинам!". Водители занимают места и, подняв левую руку, докладывают таким образом о своей готовности. Движение идет строго в один ряд. Интервалы между машинами устанавливают из расчета 1.5 метра на один километр скорости. Например, при движении со скоростью 60 км/час интервал составит 90 метров.
Выезд автомобиля из ряда допустим лишь в исключительных случаях. "
Не знаю, кто автор этой затеи, но что-то мне подсказывает, что это мог выдумать только заматерелый солдафон, какой-нибудь полковник в отставке, который автомобили автопутешественников может себе представить только в виде военизированной колонны с командиром впереди. Слава богу, такой строевой туризм не был обязательным, и моя семья, как и тысячи других, ездили на машинах "дикарями". Останавливались, где понравится, и куда можно было проехать. Помню, все побережье Черного моря, кроме правительственных дач, в те времена было свободно. Можно было остановиться и отдыхать где угодно (помните фильм "Три плюс два"?).
И автотуристы ехали не "восхищаться гигантскими стройками страны", а чтобы по-человечески отдохнуть, погулять, выкупаться в море или в реке, устроить пикник. И все эти рекомендации сверху слали подальше.