Надо сказать, что в 80-х годах прошлого века, после серии топливных кризисов, на американском рынке стало появлятся много импортных автомобилей компактного класса. Они были значительно дешевле отечественных моделей, но при этом предлагали неплохие характеристики и эксплуатационные данные. При резко возросшей цене на бензин люди стали потихоньку покупать эти импортные автомобили. Тем более, что японские и европейские модели требовали, как правило, дешевый низкооктановый бензин.
Американские автопроизводители попытались и сами перестроиться на выпуск компактных моделей. Однако резкий переход на модели непривычно малого размера, да еще и с передним приводом, поначалу оказался не очень удачным. Качество этих моделей было ниже, чем у сравнимых импортных автомобилей. И так продолжалось почти на протяжении всего десятилетия 80-х. Это нанесло очень сильный удар по репутации американских автомобилей.
С конца 80-х и далее американские автопроизводители начали резко улучшать качество своей продукции и очень быстро догнали по этому показателю японские и европейские модели. Но исправить подпорченную репутацию оказалось намного сложнее. Она полностью еще не восстановлена и поныне.
Но тем не менее, и американцы, и канадцы, всем остальным маркам автомобилей все же предпочитают отечественные. Давайте разберемся, почему.
Американские автомобили надежнее и качественее многих своих импортных оппонентов. Компания Strategic Vision провела детальный анализ качества автомобилей, продающихся на рынке США и Канады. Strategic Vision занимается анализом качества автомобилей с 1994 года. Оценка качества включает в себя анализ 442 параметров. По каждому параметру рассчитывается оценка по 5-балльной шкале: 1 – низший балл, 5 – высший. Полученный суммарный индекс качества называется TQI (Total Quality Index). Компания опросила 17,568 владельцев автомобилей.
Вот какие результаты они получили после обработки всех данных (отечественные модели выделены).
Лучшим среди автомобилей в классе Малые легковые автомобили стал Dodge Dart – TQI = 884
Малые кроссоверы: Kia Soul, 868
Компактные легковые: Ford Fusion, 908 и Chevrolet Volt, 907
Средние легковые: Volkswagen CC, 920
Около-люксовые легковые: Hyundai Genesi, 922, Audi A4 Sedan, 921
Люксовые легковые: Lexus LS, 955
Премиальные купе: Chevrolet Corvette Coupe, 931
Кабриолеты: Chrysler 200 Convertible, 917
Премиальные кабриолеты: Chevrolet Corvette Convertible, 959
Минивэны: Chrysler Town and Country, 850
Малые вседорожники: Toyota FJ Cruiser, 883
Средние вседорожники: Dodge Durango, 881
Средние кроссоверы: Chevrolet Traverse, 900
Большие вседорожники: GMC Yukon, 893
Около-люксовые вседорожники: Buck Enclave, 928
Вслед за качеством (а значит, и надежностью), наши покупатели ценят безопасность автомобиля. Здесь прежде всего играют роль размеры автомобиля. Американские автомобили, как правило, имеют больший размер, а дополнительное железо защищает водителя и пассажиров. Проведенные недавно краш-тесты IIHS показали, что из компактных автомобилей, продающихся на нашем рынке, ни один не выдержал испытания. Более-менее безопасным оказался лишь Chevrolet Spark корейского производства. Но американские и канадские покупатели уже давно до этих испытаний знали, что большой автомобиль безопаснее. И поэтому даже женщины у нас предпочитают автомобиль достачного размера (не ниже европейского класса С, а лучше – D и выше).
Кроме того, нескочаемые отзывы Тойоты своих моделей из-за проблем безопасности вызвали у людей обеспокоенность: так ли уже безопасны эти японские машины? И отечественные модели внушают как-то больше доверия.
И наконец, если вы хотите купить комфортабельный автомобиль, то конечно покупайте отечественный. Не знаю почему, но я не встречал еще ни одного японского или европейского автомобиля, в котором мне было бы удобно на сиденье, и где бы я нашел идеальную посадку за рулем. В американских же автомобилях с этим проблем никогда не бывает. И довольно большое число покупателей, пробуя посидеть в автмобилях в салонах, и взяв их на драйв-тест, отмечают эту особенность отечественных автомобилей, и выбирают их вместо импорта.
И еще один немаловажный фактор – практичность. У американских автомобилей все сделано так, как нужно, каждая кнопка расположена на привычном месте, до всего легко дотянуться. На нужном месте есть электрические розетки. Под капотом встроен электрический обогреватель двигателя (актуально для Канады и северных областей США). Множество отсеков для мелочей. Большой багажник для груза. Все продумано. Везде чувствуется рука умелого инженера.
Садясь за руль американского автомобиля, действительно понимаешь, что это средство передвижения, средство удобное, качественное, надежное, безопасное и практичное. При этом, как правило, под капотом достаточно мощный двигатель.
Вот поэтому примерно 50% продаж автомобилей в США и Канаде приходится на отечественные модели. Еще примерно 30-35% составляют японские марки. Остальное – европейцы и корейцы. Если же учесть, что все эти Тойоты и Хонды на 90% разрабатываются и делаются на заводах США и Канады, то фактическая доля отечественных автомобилей на наших рынках еще больше.