Сам текст:
Как работает интернет-магазин запчастей
Эксперт: Денис Богомолов, директор магазина desbo.ru
- Где было принято покупать запчасти несколько лет назад, и какова эта картина сейчас?
- В период, когда иномарки были еще редки, запчасти по большей части покупали на рынках и в привычных розничных магазинах. Если у человека была иномарка, он отправлялся к официальному дилеру, поскольку других вариантов практически не было. Обычные магазины возили «расходники» на иномарки только под заказ и по предоплате.
Потом, с ростом автопарка иномарок, начали появляться магазины, специализирующиеся на продаже запчастей для «Фордов», «Дэу» и иже с ними. Но, поскольку марок и моделей было много, а различных модификацией одной модели – еще больше, то удовлетворить спрос на запчасти полностью они не могли, поскольку продавали ограниченный ассортимент деталей на наиболее ходовые модели. Все остальное – опять же, под заказ.
С развитием интернета в Сети начали появляться первые интернет-магазины, почувствовавшие открывающиеся перспективы. Это сильно облегчило поиск и покупку запчастей для иномарок, так как ассортимент был шире, а цены - ниже. Единственным существенным недостатком являлась необходимость ожидания поставки запчасти, иногда – до нескольких недель, поскольку запчасти привозились напрямую из Эмиратов, Японии, США.
Сегодня же больше половины рынка запчастей принадлежит интернет-магазинам, среди которых наблюдается весьма жесткая конкуренция. Оно и понятно – для владельца интернет-магазин не несет каких-либо существенных расходов. Небольшая площадь с низкой арендной платой, отсутствие складов и необходимых товарных запасов, минимум персонала. Все это позволяет держать низкие цены, что привлекает покупателей.
- Чем еще выгоден интернет-магазин для покупателей?
- Помимо цены это, как ни странно, возможность самостоятельного выбора запчасти. Работая в обычном магазине, я столкнулся с тем, что автовладельцы могут и хотят сами решать, что покупать. Они достаточно образованы для того, чтобы узнать номер запчасти и выбрать подходящую по каталогу. Менеджер-посредник за прилавком просто не нужен. И в этом интернет-магазин полностью удовлетворяет их желаниям.
Кроме того, ИМ предоставляет еще одну возможность – покупки детали от стороннего производителя, которая является полным аналогом оригинальной, но стоит в несколько раз дешевле при сопоставимых уровне качества и характеристиках. Скажу больше – сегодня подавляющее большинство владельцев иномарок после окончания срока действия гарантии переходят на покупку неоригинальных деталей и «расходников».
Кроме того, развитие интернет-торговли запчастями привело к тому, что детали теперь поставляются не со склада производителя за границей, а с российских складов в Москве, Нижнем Новгороде, Казани. Есть склады и в Самаре, где по большей части находятся «расходники» - фильтры, лампы, ремни, колодки и пр. В результате сроки поставки запчастей сократились до 1 дня, если речь идет о «ходовых» деталях, и до 5-7 дней - для более редких. В крайних случаях, когда машина или требуемая запчасть очень редкие, срок поставки вырастает до 2-3 недель, поскольку в этом случае поставка осуществляется напрямую со склада производителя.
- С китайскими автомобилями все настолько же просто?
- Нет, с «китайцами» творится полный хаос. Отсутствуют нормальные каталоги запчастей, в модельном ряду бардак. На 90% китайские запчасти – это скопированные вместе с машинами японские и корейские детали, но подобрать им аналог от Toyota или Nissan практически невозможно из-за отсутствия четких вариантов замены.
Все это привело к уникальной ситуации, когда создаются магазины, специализирующиеся исключительно на продаже запчастей к китайским машинам. И в них опытный менеджер, способный разобраться во всем многообразии китайского автопрома, более ценен, чем все каталоги к европейским или японским машинам вместе взятые.
- Не все может быть столь радужно. Наверняка у интернет-магазинов есть недостатки?
- Разумеется. Но они лежат в психологической плоскости. Некоторым автовладельцам перед покупкой запчасти необходимо сначала продемонстрировать свои знания, поговорить с менеджером, «вынести» ему мозг. И лишь затем купить. Для таких покупателей интернет-магазин неприемлем.
Минус для владельца магазина – небольшая маржа. В обычном розничном магазине наценка может достигать и 50, и 100 процентов. А если клиент выглядит состоятельно – ещё больше. Персонально для него.
Но в интернет-магазине наценка намного ниже. Например, известный всем «Экзист» добавляет к стоимости деталей всего 28%. Минус скидки для клиентов. Поэтому цены в интернет-магазинах на одни и те же запчасти намного ниже.
Здесь кроется одно важное различие – если обычный магазин зарабатывает много на каждом клиенте, то магазин в сети получает с одного клиента небольшие деньги, а зарабатывает на их потоке. Чем больше посетителей – тем выше доход. Поэтому ему нет нужды поднимать цены, обманывать клиента на рубль-два, подсовывать залежалый товар. Сделал так один раз – и клиент ушел в другой магазин, благо вариантов полно.
- Варианты оплаты в интернет-магазине?
- Здесь ИМ тоже выигрывает у оффлайнового магазина. Если тот работает по наличному и безналичному расчету, то ИМ работает также с банковскими картами и электронными деньгами – ЯД, WM и т.д. С учетом того, что все каталоги представлены на сайте, а у магазина существует служба доставки, можно сказать, что для покупки запчасти владельцу автомобиля достаточно только встать с кресла, чтобы открыть дверь.
- Существует ли возможность в Интернет-магазине наткнуться на подделку?
- Она практически исключена. Случайно подделку или менее дорогую деталь покупателю не отдадут, поскольку магазин работает напрямую с поставщиками от производителей. А специально – тем более. Почему? В соответствии с вышеозвученным принципом – ИМ зарабатывает не на одном клиенте, а на их потоке. Маржа небольшая, и выиграть какие-то существенные деньги, подсовывая подделку, просто невозможно. А вот потерять клиента, а, заодно, его друзей и знакомых – запросто.
- Клиенты уже привыкли, в случае возникновения каких-либо проблем, идти в магазин и отстаивать свои права. Но как в этом отношении быть с интернет-магазином, существующим по большей части в виртуальном пространстве?
- С юридической точки зрения ИМ является таким же магазином, как и другие. И работает в соответствии со всеми законами РФ, касающимися розничной торговли, и выполняет те же обязательства, что и оффлайновые магазины.
Срок возврата запчасти – 14 дней, гарантия – от полугода и больше, которую предоставляет производитель. Разумеется, гарантийные обязательства он готов выполнять только при условии установки детали в авторизованном сервисном центре. Причем, необязательно принадлежащем официальному дилеру. Сервису достаточно иметь сертификат на выполнение соответствующих работ. А их сегодня имеют практически все сервисы, включая гаражные.
Однако если вы сами установили ту или иную запчасть, у вас также есть возможность вернуть её по гарантии. Для этого необходимо обратиться в экспертную организацию, результаты работы которой послужат вашим аргументом при обращении к производителю и, возможно, в суде.
- Держат ли магазины товары «в наличии»?
- Да, все магазины стараются держать товары в наличии. Хотя бы наиболее популярные. Но это не приоритетное направление, поскольку те же самые товары он может поставить со склада в течение одного дня. И не замораживать средства в товарах, забивающих полки. Конечно, в этом случае определенный процент покупателей уйдет в другой магазин, но их доля исчезающе мала.
Более того – тенденция на рынка такова, что покупатели готовы ждать запчасти дольше, но приобрести их при этом по меньшей цене. Ведь покупкой, допустим, тормозных колодок озадачиваются заранее, а в тот день, когда машина внезапно перестала тормозить.
- Какое будущее ждет интернет-торговлю?
- Мне кажется, через несколько лет человек сможет вообще не выходить из дома за покупками. И за запчастями – в том числе.
Сообщение отредактировал Отец Федор: 23 December 2012 - 16:22