Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Mazda СХ-5: День космонавта


Тема находится в архиве. Это значит, что в нее нельзя ответить.
Сообщений в теме: 38

#1 Зарулем.РФ

Зарулем.РФ

    Материалы и новости

  • Граждане
  • PipPipPipPipPipPip
  • 43000 сообщений

Отправлено 07 May 2012 - 16:49


СХ-5 обязан стать у нас суперхитом. Еще бы: Mazda и так пользуется в России безграничным доверием. А тут еще и новинка в популярнейшем классе компактных кроссоверов… Ну, вы понимаете!


Полный текст статьи
Приятного чтения!

#2 Docent_013

Docent_013

    любитель

  • Граждане
  • PipPip
  • 100 сообщений

Отправлено 07 May 2012 - 16:49

"Тем временем невоенно-грузинская дорога (тест проводился в небезызвестной событиями 2008 года закавказской стране) становится все хуже и хуже. Все чаще встречаются выбоинки, которые неприятным гулом нарушают почти идеальную тишину салона. В этих условиях подвеска, отлично работавшая на ровной трассе, кажется жестковатой, некоторые неровности толчками приходят на руль, а также проявляется небольшая продольная раскачка кузова на пологих волнах."
Короче, как и все мазды, шумная и жёсткая. да ещё этот скайэктив непонятно как наш бензин жевать будет, при этом судя по статье не едет. зачем нужны такие "продвинутые" технологии?

#3 jatva

jatva

    профессионал

  • Гаражники
  • PipPipPip
  • 1881 сообщений

Отправлено 07 May 2012 - 17:21

ну насчет "не едет" думаю автор немного перегибает, ждал наверно ускорения, как в астон-мартине, а получилось скромнее, для 150 л.с. разгон в самый раз, на механике более динамично, коробка-автомат более сглаженно работает, ведь тест на автомате проходил. Цена авто соответствует тому, что надо продвинутый дизайн каждого болта оплатить покупателю...а вы как хотели? :)

#4 mrravil

mrravil
  • Гаражники
  • Pip
  • 83 сообщений

Отправлено 07 May 2012 - 17:50

Чет мне не очень нравятся машины с выжатыми соками... На одноразовый стакан намекает. Наверное автомобиль одного хозяина

#5 Vnk

Vnk

    любитель

  • Гаражники
  • PipPip
  • 409 сообщений

Отправлено 07 May 2012 - 17:50

движок у нее очень уж сильно форсированный - 14:1. Ей бенз нужен минимум 95-й, а еще лучше 98-й.

#6 Гость_Sayonara_*

Гость_Sayonara_*
  • Гости

Отправлено 07 May 2012 - 18:45

Эх, жаль, не люблю я всякие кроссоверы, внедорожники и всякие жипообразные.
А то бы прикупил такую. :)

#7 alexmak

alexmak

    профессионал

  • Гаражники
  • PipPipPip
  • 1249 сообщений

Отправлено 07 May 2012 - 18:46

Не взлетит.

Х. Леммерман: "Предубеждения покоятся на комфортности мышления: никто не согласен без необходимости расстаться с излюбленным мнением, а тем более никто не потерпит вмешательства в систему собственных воззрений." 
 


#8 zse

zse

    профессионал

  • Гаражники
  • PipPipPip
  • 1840 сообщений

Отправлено 07 May 2012 - 20:43

движок у нее очень уж сильно форсированный - 14:1. Ей бенз нужен минимум 95-й, а еще лучше 98-й.

А что в этом плохого? Езжу на 95 уже 4-й год.

#9 Хочубугатти

Хочубугатти

  • Гаражники
  • PipPipPip
  • 1402 сообщений

Отправлено 08 May 2012 - 06:06

А ведь была раньше мощная компания! -Суперкары,Кседосы... -Боролась на равных с Тойотами,Ниссанами, тогда ещё мощной -Мицубиси... А потом пришёл полный Зум-зум :crazy: ! Стали жёсткие пластиковые дешёвки, да ещё и недёшево. Дизайн извратили "а-ля недавний Пежо"... Страшного противного пацана в рекламы запихнули -к чему? Если бы не фордовские платформы, давно бы обанкротились. Вроде сейчас уже отказались от Зум-зума. Теперь -Скай-Актив. :rolleyes: -Хрен редьки - не слаще. Другие фирмы рекламируют реальные качества авто -тише,быстрее,безопаснее,мягче и комфортнее, а эти "филосовские концепции" покупателям впаривают. Ну если с Лексусами это может ещё и проходит, то похоже скоро СберБанк ещё и за Мацуду поборется... class=:' /> Зря они только на молодняк ориентируются, реально- ехал года 3 назад в новенькой Мазде 5 (минивэне) каждый шовчик на асфальте-как пинок под зад,как на убитейшем Лиазе-луноходе без пневмобаллонов...

Сообщение отредактировал Хочубугатти: 08 May 2012 - 06:08


#10 alexmak

alexmak

    профессионал

  • Гаражники
  • PipPipPip
  • 1249 сообщений

Отправлено 08 May 2012 - 07:34

Стали жёсткие пластиковые дешёвки, да ещё и недёшево. Дизайн извратили "а-ля недавний Пежо"... Страшного противного пацана в рекламы запихнули -к чему? Если бы не фордовские платформы, давно бы обанкротились. Вроде сейчас уже отказались от Зум-зума. Теперь -Скай-Актив. :rolleyes: -Хрен редьки - не слаще. Другие фирмы рекламируют реальные качества авто -тише,быстрее,безопаснее,мягче и комфортнее, а эти "филосовские концепции" покупателям впаривают. Ну если с Лексусами это может ещё и проходит, то похоже скоро СберБанк ещё и за Мацуду поборется... %20class=:' /> Зря они только на молодняк ориентируются, реально- ехал года 3 назад в новенькой Мазде 5 (минивэне) каждый шовчик на асфальте-как пинок под зад,как на убитейшем Лиазе-луноходе без пневмобаллонов...

Ну потому и ориентируются на молодняк. Им в этом возрасте понты дороже денег. Это когда что-то материальное (тот же комфорт) заменяется на ожидание чего-то идеального (понты). Смешно смотреть как купят МАзду3 двиг 1,6 на автомате, обклеют ее под гонку, пыжатся в городе, пытаясь разгоняться, обгонять, переставляться, а она изначально не едет, и разгон у нее до сотни как у пенсомобилей около 13 секунд. Здесь в 5-ке если убрать начальную цену (которая обычно замануха), то еще и слишком дорого.

Х. Леммерман: "Предубеждения покоятся на комфортности мышления: никто не согласен без необходимости расстаться с излюбленным мнением, а тем более никто не потерпит вмешательства в систему собственных воззрений." 
 


#11 Гость_~~~_*

Гость_~~~_*
  • Гости

Отправлено 08 May 2012 - 07:44

А ведь была раньше мощная компания! -Суперкары,Кседосы... -Боролась на равных с Тойотами,Ниссанами, тогда ещё мощной -Мицубиси... А потом пришёл полный Зум-зум :crazy: ! Стали жёсткие пластиковые дешёвки, да ещё и недёшево. Дизайн извратили "а-ля недавний Пежо"... Страшного противного пацана в рекламы запихнули -к чему? Если бы не фордовские платформы, давно бы обанкротились. Вроде сейчас уже отказались от Зум-зума. Теперь -Скай-Актив. :rolleyes: -Хрен редьки - не слаще. Другие фирмы рекламируют реальные качества авто -тише,быстрее,безопаснее,мягче и комфортнее, а эти "филосовские концепции" покупателям впаривают. Ну если с Лексусами это может ещё и проходит, то похоже скоро СберБанк ещё и за Мацуду поборется... Зря они только на молодняк ориентируются, реально- ехал года 3 назад в новенькой Мазде 5 (минивэне) каждый шовчик на асфальте-как пинок под зад,как на убитейшем Лиазе-луноходе без пневмобаллонов...

В случае с Мазда СХ 5 Вы это напрасно - машин, по крайней мере внешне и внутренне получился весьма гармоничным и логичным, комфортным и эргономичным.... жаль что только покататься на нем не довелось.... пока

#12 Vnk

Vnk

    любитель

  • Гаражники
  • PipPip
  • 409 сообщений

Отправлено 08 May 2012 - 09:58

А что в этом плохого? Езжу на 95 уже 4-й год.

Я не про 95-й бенз. У Вас движок тоже высокофорсированный? Если не секрет, какой пробег за 4 года и были ли проблемы из-за бенза?

#13 Пивной живот

Пивной живот

    Всё херня...кроме пчёл. А если подумать, то пчёлы тоже херня...т

  • Гаражники
  • PipPip
  • 746 сообщений

Отправлено 08 May 2012 - 11:37

нравится слоган-"изобретен заново"

#14 Babaй

Babaй

    инспектор

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6009 сообщений

Отправлено 08 May 2012 - 12:53

Однако меня терзают смутные сомнения, насчет суперхита. В этой цене выбор вроде как бы есть.

Сообщение отредактировал Babaй: 08 May 2012 - 12:57


#15 Тойофэн

Тойофэн

    От двигателя!!!

  • Модераторы
  • 7023 сообщений

Отправлено 08 May 2012 - 15:17

... Нямножко двойственное впечатление осталось от машины.
В салоне собрано и размещено все, в т.ч. с эргономики точки здрения, няплохо.
Изображение

Только клавиши на спицах рулевого колеса далеко от обода размещены, для пианистов, да рукояти закрывания дверей изнутри небрежно спроектированы, неудобны. Да ишо в комплектациях, кроме High, они тканью отделаны, засалятся быстро. А так все пучком.

Сзади места хороши. Удобны, да просторны вполне, поелику платформу Ма3 подрастянули, в "мамаше" теснее. Но диван-седушки не регулируются никак. А могли бы ужо.
Багажник тематический!
Изображение
Спинки укладываются плоско, карманы по бокам. И, кстати, все три спинки имеют свои рукоятки опускания на бортах, у задней двери. За рукоятку цап, спинка - брык. Удобно!

По ходовой части и какчествам - ущербов особых не отмечено. Не могу согласиться с журналистом ЗР и нашшот дефицита крутящего моменту, потому как геройств от атмосферника 150 л.с. ждать не след. Не могу согласиться и с тем, что

В этих условиях подвеска, отлично работавшая на ровной трассе, кажется жестковатой, некоторые неровности толчками приходят на руль, а также проявляется небольшая продольная раскачка кузова на пологих волнах.

Ибо по неровным дорогам-грунтовкам сей "Банзай" может не просто ездить... Он может дубасить!!!
Изображение

Причем DSC, система траекторных всяких стабилизациев, впервые у Маздаев неотключаемая. Только TCS, противобуксовку можно "обездвижить". Но преднамеренный ввод в скольжение понимает.
А вот на ровных дорогах - наоборот, есть чо критикануть. Да, эт пожалуй самый тихий из Маздаев. Но гул покрышек, особенно на заднем ряду - здравия жалаю. И крениться горазд при маневрировании. Шо удивительно:
Изображение
И на трох, понимашь, колесах едет, что в данных режимах ни F-Kuga, ни Натюрлише Дойчецваген Тигуан себе не позволяють, по настройкам подвесок. Шо удивительно для Банзая. Хотя за траехторию держится, управляется порядочно.

а также рулевое управление с уменьшенным передаточным отношением. Кстати, у последнего автоматически изменяется усилие на руле в зависимости не только от скорости движения, но и сцепления колес с дорогой (то есть положительных, отрицательных и боковых ускорений).

А и перемудрили с энтим ЭУР маздайцы!!! Ох перемудрили!
Поехал я, понимашь, на первый тест на энтом Банзае. Ну, давай в повороте на руляку накручиваться, и шо за притча??? Доруливаю в поворот, докручиваю, а оно упир-р-рается, усилием нарастающим, прогрессирующим, мешает довернуть. Нифига се!

Ну, мне проще, чем журналистам вопросы с матчастью решать. Я на "Атлант-М Холпи", дилерской автоцентнер г-на Мацуды свово мультибренда возвращаюсь, и анжинера главного отлавливаю: так и так, шо это за настройка ЭУР такая, что руль в маневре дабы докрутить, пукать от напряжения надоть?
Он - в Mazda Europe. Маздайцы тамошние напряглися, и отвечают: - "Давайте, хлопцы-бульбаши, сымайте характеристики с датчиков и исполн-механизмов ЭУР, записывайте. Бум решать, проблема сие, не проблема, с икземпляром ли, иль системная. И шо делать бум решать".
Выкатимши мы снова на площадку полигонную, подключили сканер с записью, и:


http://photo.qip.ru/users/sparepart/video/v210535426b0/view/

Ну, в обчем, записали, отправили. Ждем-с.
А в целом - зело неплохой аппарат!

Сообщение отредактировал Marshalkin: 08 May 2012 - 18:02

Бывайце здаровы, жывiце багата!
Дмитрий, командир иап


#16 perek

perek

    любитель

  • Гаражники
  • PipPip
  • 458 сообщений

Отправлено 08 May 2012 - 15:50

Спасибо TOYOTA-FAN, очень интересно прочесть независимое мнение. Только вот по авто не могу взять в толк, одни пишут что подвеска заточена под управляемость и откровенно жёсткая + отсутствие кренов, другие описывают замечательную плавность хода + внушительные крены? Видимо истина где то рядом.

А в последнем номере За рулём, в статье " Мазда СХ5 и соперники" стр. 38, и того больше, по плавности хода СХ5 приравняли к Колеосу!!!
Вот уж где чудеса на виражах... Видно надо самому объездитиь эту лошадку, и из того уже слагать своё мнение, а не теряться в чужих...

#17 Тойофэн

Тойофэн

    От двигателя!!!

  • Модераторы
  • 7023 сообщений

Отправлено 08 May 2012 - 16:08

Спасибо TOYOTA-FAN, очень интересно прочесть независимое мнение. Только вот по авто не могу взять в толк, одни пишут что подвеска заточена под управляемость и откровенно жёсткая + отсутствие кренов, другие описывают замечательную плавность хода + внушительные крены? Видимо истина где то рядом.

А в последнем номере За рулём, в статье " Мазда СХ5 и соперники" стр. 38, и того больше, по плавности хода СХ5 приравняли к Колеосу!!!
Вот уж где чудеса на виражах... Видно надо самому объездитиь эту лошадку, и из того уже слагать своё мнение, а не теряться в чужих...

Крены Вы можете видеть на завершающей фазе упражнения "объезд препятствия", скорость выполнения - 65 км/ч. Для сравнения - фото Tiguan в аналогичных условиях:
Изображение
Конечно, это не может быть строгим сравнением, "па фатаграфии" :), тем не менее, жесткость подвесок у Tigu выше, заточка ходовой части более асфальтовая, "кольцевая", нежели "Банзай", который скорее "раллист". Потому с характеристикой подвесок Банзая "жесткая", процитированной Вами, я согласиться не могу. Но Банзай, он-таки настроен на управляемость, это факт. Только по-другому, нежели чем Tigu.

Бывайце здаровы, жывiце багата!
Дмитрий, командир иап


#18 SeregaR

SeregaR
  • Новички
  • Pip
  • 39 сообщений

Отправлено 08 May 2012 - 20:12

Страшененький спереди, а задние фонари слизаны с дизайном от Хюндая...

#19 моё имя! и чек на него есть!

моё имя! и чек на него есть!

    инспектор

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 16476 сообщений

Отправлено 09 May 2012 - 20:38

поелику платформу Ма3 подрастянули

мазда утверждает что это совсем новая платформа MAZDA SKYACTIV platform
но достоверной инфы у меня нет

Конечно, это не может быть строгим сравнением, "па фатаграфии", тем не менее, жесткость подвесок у Tigu выше,

в Беларуси хорошие дороги
для России же жёсткая подвеска если вы не мечтаете прикусить язык большой минус

#20 Гость_~~~_*

Гость_~~~_*
  • Гости

Отправлено 09 May 2012 - 22:47

А в целом - зело неплохой аппарат!

Блиндр... проехаться бы на этом машине.... тока 30 000 USD лишних нету....


в Беларуси хорошие дороги

Нифига они не хорошие, даже по Минску!!!! некоторые основные улицы и проспекты - такая зубодробиловка.... не говоря уже про областные центры в 60-70 км от Минска... короче, составляю себе список улиц по которым на ПолоСедан ни в жизнь ни поеду ибо на 55-60 км/ч так колбасит, шо даже сий Цваген начинает скрипеть резинками дверных уплотнителей... даже Логан потряхивает. А учитывая то, что таких дорог по Минску да и по РБ все больше уже всерьез задумывают продать ПолоСедан, дособирать еще тысяч 5-7 USD и купить че нить типа Дастера (который мне ой как понравился). Так что, с учетом вышенаписанного про дороги РБ:

Ибо по неровным дорогам-грунтовкам сей "Банзай" может не просто ездить... Он может дубасить!!!

Уважаемый коллега , думается мне (только думается), что ЦэИкс Пять хоть и кроссовер, но учитывая маздовские подвески, где нить на ул. Якуба Коласа (по обе стороны от пересечения с Волгоградской) или по ул. Филимонова (от пр. Независимости и до кольца) Mazda CX 5 будет именно дубасить.... пассажиров

#21 Vladsportage-grand

Vladsportage-grand

    инструктор

  • Гаражники
  • PipPipPipPip
  • 4452 сообщений

Отправлено 09 May 2012 - 23:00

движок у нее очень уж сильно форсированный - 14:1. Ей бенз нужен минимум 95-й, а еще лучше 98-й.

А то качество бенза, ( которое, по словам алекперова они на запад продадут, не уточняя какой запад: кому на западе нужен их евро-0,5 - не верю), то двигатель убьется быстро и качественно. не подлежа восстановлению

#22 Гость_~~~_*

Гость_~~~_*
  • Гости

Отправлено 09 May 2012 - 23:12

А то качество бенза, ( которое, по словам алекперова они на запад продадут, не уточняя какой запад: кому на западе нужен их евро-0,5 - не верю), то двигатель убьется быстро и качественно. не подлежа восстановлению

Лукойл запросто может продавать и изготавливать бензин Евро Пять или выше (правда в РБ на Мозырьском НПЗ), только.... зачем на внутренний рынок такой бенз поставлять, когда его можно и по-дороже продать... рынок жеш, епсель! А в Россиий, с учетом новых ГОСТов по бензину - то и ослиная моча подойдет - с точки зрения закона - проблем не будет, а что до того, что моторы автомобилей будут наворачиваться - это проблема не его, да и потом - навернется новый автомобиль купят - ЗВЕЗДУ АЛИКПЕРОВУ!!!!!!
А что касаемо 95 или 98 в сию Мазду лить, то в принципе можно и 95, но только ежели чего здариться, то дилеры скорее всего отбортают клиента с отмазкой " Ну чтож вы так - машин дорогой купили, а на бензине экономите - 98мым надо было заправляться" и пометкой в протоколе "неисправность вызвана использованием топлива, не рекомендованного производителем".... так что ТОЛЬКО 98 бензин.

#23 моё имя! и чек на него есть!

моё имя! и чек на него есть!

    инспектор

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 16476 сообщений

Отправлено 10 May 2012 - 08:27

Нифига они не хорошие, даже по Минску!!!!

вы знаете я стабильно бываю в беларуси по причине наличия родственников...
давайте не будем на пустом месте спорить в беларуси дороги лучше и это факт

#24 Гость_~~~_*

Гость_~~~_*
  • Гости

Отправлено 10 May 2012 - 12:57

вы знаете я стабильно бываю в беларуси по причине наличия родственников...
давайте не будем на пустом месте спорить в беларуси дороги лучше и это факт

Ну, как бы это сказать - я вроде как каждый день по этим дорогам езжу.... ну да ладно. О качестве - если говорить об основным магистралях РБ, например М1, то да - очень приличная дорога, но стоит с нее свернуть на МКАД - впечатление меняется координальным образом. А если с МКАД свернуть на Партизанский проспект.....

#25 моё имя! и чек на него есть!

моё имя! и чек на него есть!

    инспектор

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 16476 сообщений

Отправлено 10 May 2012 - 14:28

А если с МКАД свернуть на Партизанский проспект.....

если память не изменяет то поворот под мост и всё время прямо до парка 50лет чего то там....
ездил я по этой трассе... нормальная трасса... попадался ямочный ремонт, но все были заделаны. ям явных чтобы брюхом на асфальт садится как у нас не припомню... я конечно не претендую на "святость", но мне ещё нравится что народ элементарно не пьёт пиво на лавочках в детском парке, не бросает упаковки из под чипсов под ноги при рядом стоящей урне и не идёт ссать в детский грибок... это уже прогресс.. здесь такое норма жизни... хозяева собак даже в драку лезут когда просишь не водить срать в детскую песочницу своих собак

#26 Тойофэн

Тойофэн

    От двигателя!!!

  • Модераторы
  • 7023 сообщений

Отправлено 10 May 2012 - 16:33

мазда утверждает что это совсем новая платформа MAZDA SKYACTIV platform
но достоверной инфы у меня нет


Треск маркетологической жизнедеятельности на меня, лично, впечатление производит далеко не всегда. :) Снизу, если поднять на подъемник обе "Банзайки", Ма3 и СХ-5, они мало чем отличаются.

в Беларуси хорошие дороги
для России же жёсткая подвеска если вы не мечтаете прикусить язык большой минус

Дороги скажут о стране и её жителях больше, чем любой гид и путеводитель. :) В Беларуси, в целом, они безусловно лучше, чем в России. Поэтому, чтобы оценить поведение автомобиля на не лучших дорогах, мы съезжаем с асфальта и ездим там в разных режимах.
Да, в Tigu подвеска настроена жестче. Но "язык" в нем прикусишь только в одном случае: если нижнюю челюсть положишь на рулевое колесо, а между челюстями упомянутый язык высунешь. :) Жестче, но по энергоёмкости "Банзаю" практически не уступает.

Уважаемый коллега , думается мне (только думается), что ЦэИкс Пять хоть и кроссовер, но учитывая маздовские подвески...


Я тоже так думал. Предполагал. До того как
Изображение

Бывайце здаровы, жывiце багата!
Дмитрий, командир иап


#27 Тойофэн

Тойофэн

    От двигателя!!!

  • Модераторы
  • 7023 сообщений

Отправлено 10 May 2012 - 16:41

Про горючку. Аф-ф-фонарительная степень сжатия моторчиков SkyActiv-G 14:1, сршенно не говорит о том, что горючка нужна ОЧИ 150 :))).
Они-то по циклу Миллера, а не Отто, работають. ГРМ в таких "Банзайских" моторах работает несколько иначе, впускные клапана закрываются существенно позже завершения такта впуска, и посему физическое сжатие топливо-воздушной смеси меньше, чем было бы в ДВС Отто с аналогичной степенью сжатия. Детонация не наступит и на Аи-95, который предписывается данным моторам "Руководством по эксплуатации".

Бывайце здаровы, жывiце багата!
Дмитрий, командир иап


#28 Raisinbomber

Raisinbomber

    любитель

  • Гаражники
  • PipPip
  • 472 сообщений

Отправлено 10 May 2012 - 16:47

Про горючку. Аф-ф-фонарительная степень сжатия моторчиков SkyActiv-G 14:1, сршенно не говорит о том, что горючка нужна ОЧИ 150 :))).
Они-то по циклу Миллера, а не Отто, работають. ГРМ в таких "Банзайских" моторах работает несколько иначе, впускные клапана закрываются существенно позже завершения такта впуска, и посему физическое сжатие топливо-воздушной смеси меньше, чем было бы в ДВС Отто с аналогичной степенью сжатия. Детонация не наступит и на Аи-95, который предписывается данным моторам "Руководством по эксплуатации".

Что любопытно, у дизельного двигателя на СХ-5 степень сжатия тоже 14

#29 Тойофэн

Тойофэн

    От двигателя!!!

  • Модераторы
  • 7023 сообщений

Отправлено 10 May 2012 - 16:51

Что любопытно, у дизельного двигателя на СХ-5 степень сжатия тоже 14


Может быть. Матчастью SkyActiv-D не интересовался, в наших широтах они нам, пока, не "грозят". :)

Бывайце здаровы, жывiце багата!
Дмитрий, командир иап


#30 Гость_~~~_*

Гость_~~~_*
  • Гости

Отправлено 11 May 2012 - 13:23

Я тоже так думал. Предполагал. До того как
Изображение

И все таки я думаю, что сравнение гравийного покрытия и "стиральной доски" им. Якуба-Коласа или Филимонова не совсем точное, поскольку в первом случае деформация покрытия больше и неровности ... менее неровные чтоли... Если будет время/желание - может проедитесь по вышеназванным отрезкам?




Яндекс.Метрика