Начну с впечатлений от дорог. Дороги в Турции, которые связывают между собой города и деревни - супер. Идеальный асфальт, отличная разметка, знаки, светофоры и предупреждения о них - все в тему. Оговорюсь, в последний раз я был там в 1999 году. Так с тех пор район от Антальи до Аланьи и после нее изменился до неузнаваемости. Вместо прежней двухполосной дороги вдоль всего побережья тянется отличное 4-6- местами 8-полосное шоссе с разделительным газоном, круговыми развязками и тоннелями (около Аланьи в горах). Но в самих городах все по разному. В Анталье дороги местами в колдобинах, подобных нашим, но зато появилось много новых развязок и тоннелей. Впечатление, что там свой мэр Лужков завелся, все строит и строит. И это на город с населением менее 900 000 человек. Аланья тоже разрослась не на шутку. От прежней деревни, коей Аланья была 10 лет назад, следа не осталось. И город продолжает строиться бешенными темпами. В том числе и дороги. Раньше основная дорога тянулась по проспекту Ататюрка, сейчас Ататюрк Бульвар - прогулочная центральная улица, а основное движение по объездной в дальней от побережья части города. Культура движения тоже сильно поменялась. На трассах все вполне культурно. Никто никого не подрезает. Никто не гоняет, як псих, и скорости дико не превышает за редким исключением. На трассе скорость ограничена 90 км/ч, но все спокойно прут 110 - это не возбраняется. Но однажды я ехал с шопинга из Аланьи с каким-то невероятным гонщиком-идиотом, который выжимал из дизельного Мерса Спринтера с 15 пассажирами на борту и включенным на полную кондеем 130-140 и постоянно перекручивал мотор (я видел тахометр, он был постоянно в зоне выше 4500 об/мин), плюя на спид-лимит. А он к примеру в тоннелях 50-60 км/ч и контролируется радарами. К счастью, в ДТП мы не попали, так как в Турции тоже знают правило ДДД. Проявляется это в том, что торопыг, летящих на приличной скорости и не успевающих тормознуть до перекрестка на красный сигнал светофора, все пропускают. А лайнеры (большие труистические автобусы) по ночам вообще красный игнорируют, если нет транспорта в поперечном направлении, пролетая перекрестки со скоростью свыше 100.
Но одно дело ездить с водителями да на автобусах. Совсем другое - самому за рулем. Я поинтересовался в отеле, какие машины интереснее всего брать на прокат. Дизеля в прокате не распостранены в силу того, что водители всегда разные. Бензиновые машины более неприхотливы в отношении водителей. Еще больше меня убил совет не брать машины типа Форда Фокуса и гольф-класса вообще и выше. Аргумент один - много бензина кушают. С ценами на бензин в 3 доллара за литр 95-го - немудрено, что основа парка - это дохлые Рено Клио 1.4, Шевроле Авео 1.2, Фиат Палио 1.4 и им подобные малолитражки. По настоящему большие автомобили я видел лишь несколько раз за все время: 1 Рейндж-Ровер Спорт, пару БМВ Х5, 1 Ауди Ку7 и ни одного Порше Кайен или ЛендКрузера. Самое интересное, что все перечисленные - дизельные. Идиотов кормить их бензином по 3 доллара/литр нет. Самый крутой массовый внедорожник - Киа Соренто. Ессно, дизельный. Поэтому на прокат я брал дважды Рено Клио 1.4, и разок Шевроле Авео 1.2. Многие спросят, а почему бы не на такси ездить и не платить за прокат машины и за бензин? Ответ: 1 км проезда на такси стоит 3 доллара. Это базовая такса. Дальше можно торговаться, но поездка на 30 км из Аланьи до отеля кое-кому обошлась в 75 долларов. Вполне сопоставимая сумма с ценой дневного проката автомобиля вместе с затратами на бензин. Так что выход только один, если надо куда-то далеко съездить - прокат авто.
Описывать, как едут Рено Клио 1.4 (по нашему Символ) и Шевроле Авео 1.2 - скучное занятие. После Мазды6 2.0 они попросту не едут. Но их хватает, чтобы неспешно и экономично тошнить в потоке и кондиционеры в них исправно работают, а это лучше, чем ползти по 35-37-градусной жаре по улице на автобусную остановку. К тому же я приноровился заправлять ровно на столько, сколько я планирую проехать. Хотя и пытались меня на заправках разводить на полный бак, я заправлялся на 20 лир (6,5 литров), на 10 лир (3 литра) и так далее. И умудрялся возвращать машину в прокатную контору ровно с тем количеством бензина, с которым мне ее подгоняли. Поэтому, например, поездку на 200 км (в Анталью и обратно) мы полностью окупили за счет того, что вернулись оттуда с большими, выгодно сделанными, покупками. Совместили приятное с полезным.
Но больше всего меня порадовало событие, которое называется Джип-сафари. Я думаю, ни для кого это уже не экзотика. Но для меня это было отличным развлечением. Я провел тест-драйв раздолбанного в хлам Сузуки-Самурай без крыши, надышался пыли, напрыгался по горным тропинкам и наелся шашлыка из баранины, предварительно вымывшись в горной речке. Причем все это за 50 долларов с рыла, включая бензин и жратву. Если бы я проехал по тем же местам на комфортабельном внедорожнике с кондиционером, эффект от этого был бы нулевой. А у меня с женой и старшим ребенком эмоций после этого было через край.
В общем, время проведено с пользой для души и тела.
Антон