Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

как ПРАВИЛЬНО отрегулировать фары?


Тема находится в архиве. Это значит, что в нее нельзя ответить.
Сообщений в теме: 3

#1 novice.chel

novice.chel

    любитель

  • Гаражники
  • PipPip
  • 350 сообщений

Отправлено 13 October 2003 - 08:57

авто 2111, осень темно нужен правильный свет. на машине стоят проставки(среднее положение), фары бьют в землю. винты регулировки я крутил, непонятно как они влияют вообще. вроде поднимешь границу на пустой машине а все сядут и опять видно только 10-15 метров. причем посмотришь спереди, ну очень ярко светят, как только встречные переносят . гидрокоректор правильно выставлял. посоветуйте методику отличную от книжной (экран и 5 метров). я думаю надо нижнюю границу выставлять на 20-25 метров от машины, но не буду ли встечных слепить?

Владимир 2111



#2 949

949

    инспектор

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 8144 сообщений

Отправлено 13 October 2003 - 09:15

Не должны фары в землю упираться после загрузки. Кроме методики с экраном существует стенд. Это не для самостоятельной.


Но сначала посмотри какие лампочки в фарах. Если это 100ватт - меняй на штатные. С этим барахлом толка не будет.


Удачи!



#3 Гость_Scout_*

Гость_Scout_*
  • Гости

Отправлено 13 October 2003 - 09:44

вот тута например http://lada-faq.lebedev.ru/faq/headlight.html


и вот тута:


ЯСНЫЙ МОЙ СВЕТ


Чтобы правильно отрегулировать фары, вовсе не обязательно пачкать разметкой стену соседского сарая.






file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/фары%20регул.files/193.files/193-01.jpg

Наклейка под капотом указывает регламентированное отклонение луча вниз.

Ездить ночью по российским дорогам - дело рискованное. И не только из-за лихих или подвыпивших пешеходов. Чаще виноват свой брат водитель: от слепящих фар встречных и попутных автомобилей нет никакого спасения. Между тем правильная их регулировка - непреложный закон дороги. И соблюсти его не так уж сложно. Для начала - немного теории.

При кажущейся простоте фара - изделие точное и хорошо работает лишь со своим, родным стеклом и лампой, предусмотренными конструктором. Угол наклона пучка света к дороге определяют по величине вертикального отклонения (е) светотеневой границы "ближнего" света от горизонтальной оси на экране, расположенном в пяти метрах от рассеивателя (рис. 1). Эта величина, постоянная для данной модели автомобиля, выражается в процентах - например, один процент - при 5 сантиметрах отклонения, полтора - при 7,5 и т. д. Наклейка с этими цифрами (фото 1) есть под капотом в каждой современной машине. Таков вид луча в профиль. В фас получится другая картинка (рис. 3). Поняв, что же надо регулировать, выясним теперь, как это делается.





file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/фары%20регул.files/193.files/193-02.jpg
file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/фары%20регул.files/193.files/193-03.jpg

Прибор ОП новгородского завода "ГАРО".
Французский прибор - LASER-600, аналог новгородского. Элегантней, но дороже.

Лучше всего обратиться к специалистам, в мастерскую, оснащенную специальными контрольными приборами. Впрочем, обзавестись подобными в складчину может любой уважающий себя гаражный кооператив. Один из самых доступных ныне приборов такого назначения - ОП новгородского завода "ГАРО"(фото 2). Стоит он 9 тысяч рублей, что в два раза дешевле ближайшего французского аналога LASER-600 - 18 270 руб. (фото 3). В основе его - все тот же экран. Мощная линза, преломляющая свет, позволяет проводить необходимые измерения на расстоянии полуметра от рассеивателя. Устанавливают прибор на одной высоте с фарами и параллельно линии, соединяющей их центры. Последнюю операцию проводят с помощью своеобразного прицела. Это продолговатое зеркало с горизонтальной чертой, закрепленное на корпусе прибора. Наклоняя прибор, добиваются, чтобы отражение симметричных деталей кузова (вершины ободков фар, подфарники и т. д.) легло на эту черту. Как вариант, вместо зеркала встречается визирная пластина с узкой прорезью. Задав по шкале оптической камеры значение "е" (в соответствии с наклейкой или из таблицы в руководстве по эксплуатации ОП), включают ближний свет. В случае несовпадения реальной проекции с эталонной вращаем регулировочные винты фары. Если лампа двухнитевая, то правильное направление дальнего света получают автоматически (оно определяется геометрическими и оптическими характеристиками фары и лампы). В случаях, когда машина имеет отдельные фары дальнего света, их регулируют по горизонтали симметрично, а центр светового пучка должен приходиться на центральную метку экрана.





file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/фары%20регул.files/193.files/193-04.gif

Рис. 1. Ближний свет фары - вид в профиль: е - регламентированное отклонение по вертикали, Н - высота центра фары над дорогой.

file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/фары%20регул.files/193.files/193-05.gif

Рис. 2. Так выглядит освещенная ближним светом зона на экране.

Ну а как поступить тому, у кого нет возможности воспользоваться подобным прибором?





Признания читателей





Регулируете ли вы фары на своем автомобиле?

file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/фары%20регул.files/193.files/193-06.gif

Классические стенки, годные для разметки, в природе встречаются крайне редко, но рукотворных - достаточно. Увидев подходящую, не упускайте шанс! Принципы регулировки те же, что и с прибором, но на расстоянии до стенки 5 метров.

В совсем безвыходной ситуации попробуйте сделать так. На ровной горизонтальной площадке отмерьте шагами 30 метров перед машиной и положите на отметку кирпич. Включив ближний свет и вращая регулировочные винты, подведите к нему границу освещенности (см. рис. 1). Это придется сделать с каждой фарой. Вторую при этом надо обесточить или закрыть подходящим экраном (тряпкой). После этого добейтесь, чтобы лучи дальнего света обеих фар не расходились от центра и не сходились, то есть остались параллельными продольной оси машины. Качество проделанной работы легко определить по реакции встречных водителей.


И тута ещё (Во, блин нарул я усебя даже сам забыл чё естьfile:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/Что%20в%20свете%20фар_.files/150-152.files/150-152-1.gif Рис. 1. Современная фара с параболическим рефлектором:
1 – крышка; 2 – пружинный фиксатор;
3 – лампа стояночного света; 4 – лампа головного света;
5 – рефлектор; 6 – рассеиватель.

file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/Что%20в%20свете%20фар_.files/150-152.files/150-152-2.gif

Рис. 2. Европейское светораспределение –
нить ближнего света смещена вперед
относительно фокуса, снизу закрыта экраном:
а – дальний свет; б – ближний свет; 1 – экран;
2 – нить ближнего света;3 – нить дальнего света
(в фокусе F); 4 – рефлектор.


file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/Что%20в%20свете%20фар_.files/150-152.files/150-152-3.gif

Назначение рефлектора – собрать ту часть светового потока лампы, которая направлена не на дорогу, и "переадресовать" в нужном направлении. У обычных типов рефлекторов – параболоида и эллипсоида – есть один недостаток: при наклоне оптических осей фар к дороге (как их и положено устанавливать) световые

file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/Что%20в%20свете%20фар_.files/150-152.files/150-152-4.gif Рис. 3. Американская система ближнего света –
нить смещена относительно фокуса вверх и влево:
1 – рефлектор; 2 – нить дальнего света (в фокусе F);
3 – нить ближнего света; 4 – экран.

пятна представляют собой узкие вытянутые эллипсы, ярко освещающие лишь небольшую часть дороги по ее ширине. Значит, пучок света нужно развернуть в ширину. Это делает третий важный элемент фары – рассеиватель, стекло со специальным рифлением. (Вообразите сочетание здесь множества тщательно подобранных линз.) Кроме того, в современных фарах сложных форм необходимое светораспределение достигается также специальной "деформацией" рефлектора. Например, параболоид как бы сплющивают по вертикали, заменяя круглый эллиптическим, используют сочетание параболоида с эллипсоидом и т. д.
То, что автомобилю нужен ближний и дальний свет, вряд ли требует пояснений. Но к современным системам переключения пришли далеко не сразу. Например, в начале века в Англии (где движение левостороннее) проблема ослепления водителей решалась тем, что при встречном разъезде правая фара выключалась, а свет левой отклонялся влево-вниз. С помощью электромагнита поворачивался сам рефлектор!
Сейчас применяют две системы светораспределения – европейскую и американскую. В европейской используется лампа с двумя нитями – для ближнего и дальнего света – и с металлическим экраном под "ближней". При этом нить дальнего света находится в фокусе параболоидного рефлектора (рис. 2, а), а ближнего – на несколько миллиметров впереди фокуса и несколько выше оптической оси (рис. 2, б). Поэтому дальний свет – это пучок отраженных от рефлектора параллельных лучей, а ближний – сходящихся.
Назначение экрана – не допустить попадания лучей на нижнюю часть рефлектора, а от нее – в глаза встречному водителю. Спереди экран отогнут кверху, чтобы прямые лучи, испускаемые нитью ближнего света, также не были ослепляющими.


Таблица 1




Разметка экрана (мм)


Автомобиль
Данные

L
A
Б
В
Г
Д

ЛуАЗ-969М
ЗАЗ-1102

7500
5000

Измеряется
от центра оптического
элемента фары до пола

115
50

542
498

-
-

-


ВАЗ-1111
5000
65
478
-
-

"Москвич-2140
5000
50
551
-
-

"Москвич"-2141, 21412
5000
75
532
-
-

ВАЗ-2101, 2102
5000
80
580
-
-

ВАЗ-2103, 2106
5000
100
580
50
420

ВАЗ-2105, 2107
5000
75
468
-
-

ВАЗ-2108, 2109
5000
85
475
-
-

ВАЗ-2121
5000
120
580
-
-

ГАЗ-24
10000
150
685
-
-

ГАЗ-3102
10000
100
600
-
-

ЗИЛ-133
10000
100
590
-
-

КамАЗ
5000
125
-
-
-

Все модели
при регулировке
противотуманных фар

5000
100
-
-
-


Таким образом, при европейской системе световой пучок ближнего света исходит только из верхней половины рефлектора и при правильном наклоне к дороге исправная фара не ослепляет встречных водителей. Здесь уместно напомнить, что поверхность рассеивателя, забрызганная водой, слегка загрязненная, поврежденная камешками и т. п., ухудшая освещение дороги, одновременно усиливает слепящее действие фары, так как часть лучей начинает отклоняться "не туда", а именно – в глаза встречного водителя. С этой точки зрения стеклоочиститель фары – вещь очень полезная.

Таблица 2




Разметка экрана (мм)


Автомобиль
Данные

А-Г
Д
L(мм)

М-20 "Победа"
715
620
7,5

ГАЗ-69, ГАЗ-69А
725
490
7,5

"Волга" ГАЗ-24
593
685
10

ГАЗ-21 "Волга"
765
700
7,5

ГАЗ-66
1000
775
7,5

КрАЗ-214
1530
900
5

Урал-375
1240
750
7,5

ГАЗ-53А
1000
740
7,5

ЗИЛ-130
1030
800
10

МАЗ-500, 503, 504
1000
815
7,5


В американской системе нить дальнего света также располагается в фокусе параболического рефлектора. А нить ближнего расположена над нитью дальнего и выше оптической оси рефлектора (рис. 3). Обратите внимание на то, что лучи, падающие на внутреннюю зону рефлектора, отражаются от нее к дороге. Лучи, попадающие на внешнюю часть, отклоняются вверх. Некоторая же часть лучей направляется параллельным пучком вперед.

Таблица 3




Разметка экрана (мм)


А
Б(при L=10м)

250-500
100

500-750
200

750-1000
400


Чтобы уменьшить часть светового потока, отклоняющуюся вверх, используют рефлектор меньшей глубины, но при этом падает световая отдача. Для ее компенсации служит нить дальнего света большей мощности. В то же время отсутствие экрана под нитью ближнего света существенно сокращает потери светового потока.
Наконец, в американской системе нить ближнего света немного смещена еще и влево (от направления движения автомобиля), поэтому световое пятно фары на дороге отклонено к правой обочине. Это не только уменьшает опасность наехать здесь на препятствие, но и опять-таки снижает слепящее действие фары. (Отсюда владельцу автомобиля с "правым" рулем должно быть понятно, почему на наших дорогах для него существует и проблема фар!)
В обеих системах ослепление встречного водителя может быть уменьшено и "отсечением" прямых лучей лампы с помощью дополнительного экрана, расположенного перед лампой, или непрозрачной передней частью колбы в самой лампе.
Чтобы световой пучок был правильно сориентирован относительно дороги при меняющейся нагрузке автомобиля, конструкция фары предусматривает возможность корректировки направления луча. В простейшем случае для этого служат специальные винты, расположенные непосредственно на фаре. Более удобны устройства, которые позволяют регулировать наклон луча фары прямо с места водителя. Обычно это гидрокорректоры.


ОТРЕГУЛИРУЕМ?

Начнем с напоминания: направление света фар зависит от состояния пружин подвески, давления в шинах, разницы в размерах шин (например, при использовании на одной оси автомобиля новых шин, а на другой – изношенных или шин разного типа), распределения нагрузки по осям автомобиля.

file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/Что%20в%20свете%20фар_.files/150-152.files/150-152-5.gif Рис. 4. Схема регулировки "европейских" фар:
I – ось отсчета; II – левая часть светотеневой границы;
III – правая часть светотеневой границы;
a – угол наклона пучка лучей; А – высота
установки фары (по центру рассеивателя).

Разные фирмы так или иначе оговаривают условия, при которых выполняется регулировка фар. Легковой автомобиль, как правило, должен быть полностью заправлен, снаряжен и определенным образом загружен. В некоторых источниках состояние автомобиля при регулировке фар вообще не упоминается, но каждый водитель должен учитывать вышеупомянутые факторы, чтобы избежать ослепления коллег, едущих навстречу. В то же время нельзя приветствовать и упрощенный подход к этой задаче, когда фары освещают участок дороги лишь в двух шагах перед автомобилем, а ночная езда даже с невысокой скоростью становится опасной. Значит, регулировка фар не менее серьезна, чем любая другая.
В "европейской" фаре регламентируется только регулировка ближнего света. Направление дальнего задается геометрией элементов фары, включая лампу, и никак больше не оговаривается. Кстати, бывает, что из-за дефектов самой лампы (например, смещения спиралей) добиться хорошей регулировки вообще невозможно.
Затруднить регулировку могут и неисправности других элементов фары – болтающиеся рефлектор или лампа, отклонение оси лампы и т. д. Здесь даже профессионально оснащенная приборами станция обслуживания может оказаться бесполезной. Не исключено, что фара потребует замены и только после этого станет возможна регулировка.
Российские автолюбители обычно регулируют фары в гаражных (или окологаражных) условиях. В лучшем случае при этом на белой и гладкой стене размечают подобие экрана или используют в качестве такового фанерный или иной щит размером 1х2 м. Большинство же ограничивается регулировкой на глазок, а так как последний у каждого свой, то и регулировки единообразием не отличаются. Наконец, у нас, как нигде, велик "контингент", вообще не желающий слышать об этих регулировках. И, к сожалению, на многих никакими штрафами воздействовать невозможно.
Сведения, необходимые для регулировки "европейских" фар, вы найдете на рис. 4 и в табл. 1. Фары регулируют раздельно, отключая или чем-либо закрывая соседнюю. По ныне действующему стандарту нормативы, указанные в таблице, должны обеспечиваться при нагрузке заднего сиденья массой 70±20 кг. Действующий стандарт – ГОСТ 25478–91 – регламентирует только положение левой части светотеневой границы II (относительно оси отсчета I на рис. 4), а именно – величину Б. Правая часть границы света и тени обычно поднимается вверх под углом 15°, что обеспечивает хорошее освещение правой обочины.
Разметить экран при регулировке "европейских" фар вам поможет рис. 5.
Если фары ближнего и дальнего света раздельные, экран размечают по схеме на рис. 6. В этом случае необходимо регулировать и фары дальнего света, для которых угол наклона центральной (самой яркой) части светового пучка определяется величиной Г на экране. При расстоянии до него от плоскости фар 5 метров расчетная величина Г для ВАЗ-2103, 2106 составляет 50 мм (табл. 1).
Экран для регулировки противотуманных фар размечают, как показано на рис. 7 (данные – в табл. 3).
Фары американской системы (у нас – на легковых автомобилях старых моделей и большинстве грузовиков) регулируются по дальнему свету (табл. 2), то есть так же, как и фары дальнего света на автомобилях ВАЗ-2103, 2106 и другие с подобной системой (рис. 6).

file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/Что%20в%20свете%20фар_.files/150-152.files/150-152-6.gif Рис. 5. Разметка экрана для регулировки
ближнего света "европейских" фар.

При регулировках фар с использованием специальных приборов стандарт предусматривает измерения силы света фары в определенных зонах экрана. При "гаражных" регулировках этого, конечно, никто не делает –

file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/Что%20в%20свете%20фар_.files/150-152.files/150-152-7.gif Рис. 6. В четырехфарной системе – разметка
экрана для регулировки наружных фар
(ближний свет) и внутренних (дальний свет).

и фара с некоторыми дефектами рефлектора, рассеивателя или лампы, даже будучи верно установлена "по осям", на деле может оказаться непригодной для использования. Здесь напомним, что срок службы ламп зависит от напряжения в электрической сети. Если срок службы 12-вольтовой лампы при напряжении 12 В принять за 100%, то при напряжении 13,2 В он снижается примерно втрое,

file:///C:/Мои%20документы/Sholokhov/mashinki/Электрооборудование/Что%20в%20свете%20фар_.files/150-152.files/150-152-8.gif Рис. 7. Разметка экрана для регулировки
противотуман-ных фар.

а 14,4 В – в 16–17 раз! Если вы эксплуатируете автомобиль даже с нормальным напряжением генератора, около 14 В, со временем лампы значительно ухудшают свои характеристики. Их нужно своевременно заменять новыми. Но часто ли вы видели, чтобы кто-нибудь это делал?
На большинстве автомобилей направление "луча" фары регулируется двумя винтами. Просто? На деле – не очень, особенно на автомобилях с устаревшими, круглыми фарами: ведь места установки фар очень сильно страдают от коррозии. Иногда после года эксплуатации эти винты бывают невозможно отвернуть. Владельцы ВАЗ-2101, 21011, 2106, "Нивы" и др. могут защищать винты от коррозии известными приемами – например, периодически "мовилить" их. Но и это не гарантирует стопроцентного успеха. С блок-фарами (ВАЗ-2105, 2107, 2108, АЗЛК-2141 и т. д.) несколько проще: регулировочные винты расположены в задней части корпуса фары и от коррозии страдают меньше. Но и их желательно почаще шевелить, не давая "закиснуть".
Едва ли не самое слабое место фары – рефлектор. Бывало, при круглогодичной эксплуатации он начинал ржаветь снизу после первой же зимы. Многие автолюбители, борясь с этим, пытались максимально перекрыть влаге доступ в фару – "Мовилем", пластилином и т. п. Но не стоит забывать, что фару окружает также и воздух, а оптический элемент (особенно с сильно нагревающейся галогеновой лампой) нуждается в вентиляции. Если ее нарушить, при колебаниях температуры и влажности среды внутри фары конденсируется влага.
Другой постоянный враг рефлектора и внутренней поверхности рассеивателя – пыль, удалить которую из фары непросто (впору объявить конкурс среди "бывалых" на лучшее решение!)
В заключение напомним о том, что заливать внутрь фары ("борясь с коррозией") какие-либо жидкости нельзя! ГОСТ 25478–91 (п. 1.4.2а) прямо это запрещает.


Тише едешь-точнее диагноз.

С уважением, Владимир.



#4 Гость_Scout_*

Гость_Scout_*
  • Гости

Отправлено 13 October 2003 - 11:08

Ведь умудряюЦа как-то целые статьи выкладывать

Тише едешь-точнее диагноз.

С уважением, Владимир.






Яндекс.Метрика