
Опель Зафира
#1 Гость_Фофан_*
Отправлено 28 January 2003 - 09:13
1. Замечены ли какие-нибудь проблемы у этой модели? На что стоит обратить внимание?
2. Опель предлагает два двигателя для своей Зафиры. 1,8 литровый, 16 клапанный, мощностью 125 лошадей, тот что уже давно устанавливается на Опель Астру и старую Вектру. И новый, - 2,2 литра, мощностью 147 лошадей, как говорят, с алюминиевой головкой. Машину я буду брать только с механической коробкой и чаще всего вожу только себя любимого. Наверное достаточно 125-сильного, который 1,8? Но тут еще и вопрос надежности, - говорят, что более «объемистые» двигатели имеют больший ресурс. Намного ли? Так ли это? Как зарекомендовал себя 1,8-литровый движок? Сколько реально «кушает» по городу?
3. Отличается ли чем-то подвеска с двигателем 1,8 и с двигателем 2,2? Все таки последний видимо тяжелее. Скажем, на Рено Сценик с двигателем 2 литра подвеска более жесткая, чем с двигателем 1,6.
В «базе» Зафира идет с кондиционером, но дополнительно можно заказать климат-контроль. Стоит ли? У меня не было машины с климатом, хотя конечно же я знаю что это такое, но стоит ли за это доплачивать?
#2
Отправлено 28 January 2003 - 09:54
Цитата: 1. Замечены ли какие-нибудь проблемы у этой модели? На что стоит обратить внимание? |
Распространенность низкая. Машина свежая. Проблем не замечено.
Цитата: 2. Опель предлагает два двигателя для своей Зафиры. 1,8 литровый, 16 клапанный, мощностью 125 лошадей, тот что уже давно устанавливается на Опель Астру и старую Вектру. И новый, - 2,2 литра, мощностью 147 лошадей, как говорят, с алюминиевой головкой. Машину я буду брать только с механической коробкой и чаще всего вожу только себя любимого. Наверное достаточно 125-сильного, который 1,8? Но тут еще и вопрос надежности, - говорят, что более «объемистые» двигатели имеют больший ресурс. Намного ли? Так ли это? Как зарекомендовал себя 1,8-литровый движок? Сколько реально «кушает» по городу? |
Оба двигателя новые. Старый 1.8 был о 115 л.с. Его заменили буквально года полтора-два назад. Свежак, так сказать. По мощностным характеристикам для Зафиры 1.8 литрового хватит за глаза. Она по массе чуть-чуть тяжелее Астры и при этом легче Вектры, у которой этот движек в базовой комплектации. Хавать в городе будет литров 12 с включенным кондеем. Для новой машины ИМХО вопрос ресурса - дело сотое. При пробегах 20-30 тыкмов в год и четверть ресурса за 5 лет не изъездишь. Если убивать намеренно не будешь.
Цитата: 3. Отличается ли чем-то подвеска с двигателем 1,8 и с двигателем 2,2? Все таки последний видимо тяжелее. Скажем, на Рено Сценик с двигателем 2 литра подвеска более жесткая, чем с двигателем 1,6. |
Мне сложно сказать.
Цитата: В «базе» Зафира идет с кондиционером, но дополнительно можно заказать климат-контроль. Стоит ли? У меня не было машины с климатом, хотя конечно же я знаю что это такое, но стоит ли за это доплачивать? |
Если разница небольшая, то стоит. Весчь удобная в обращении: поставил нужную температуру и больше не притрагиваешься к блоку климата, он все сам сделает - и заслонки расставит и скорость вентилятора сам отрегулирует и температуру будет гнать ту, которую надо.

Антон К.

#3
Отправлено 28 January 2003 - 11:08

А вот климат - вещь очень полезная. С климатом в машине тепло, но не жарко, или прохладно, но не холодно. ИМХО о чень правильная приблуда, надо доплатить. Опять же, от дороги не отвлекает, раз выставил и все.

#4
Отправлено 28 January 2003 - 12:03

1. Машина на конвейере - с 99 года. Достаточно доведённый и надёжный продукт. В работе гарантийных, ремонтных и службы запчастей занимает последние места по удельному объёму работ и потреблению деталей, несмотря на большое количество проданных машин у нас в стране.
2. Это только в России - всего лишь два мотора разрешены. Для условий стран третьего мира - самые надёжные. Оба - из алюминиевых сплавов. У Z22SE (так называется 2.2) кроме мощности и тяговитости - ещё один несомненный плюс: Двигатель - цепной! Никаких, то есть, работ по замене ремня ГРМ и элементов натяжителя, каждые 60 ткм. Если у Вас есть возможность выбирать, то Z22SE - предпочтительней. Аппетит у него не на много больший, чем у Z18XE (так называется 1.8). Это объясняется тем, что 2.2 в кузове Zafira работает почти налегке



3. Капризы подвесок - это не про Опель... Не про Зафиру в том числе. Подвеска машины с 2.2 отличается от 1.8 только расчитанными на бОльшую нагрузку передними пружинами и амортизаторами. На комфорт это отрицательного влияния не оказывает. Надёжность прочих элементов подвесок, длительными наблюдениями за машинами клиентов, среди которых много служебок, эксплуатируемых в хвост и в гриву, подтверждена и сомнений не вызывает.
4.Климат-контроль несомненно прогрессивней, чем простой кондиционер. И удобней. Если у Вас есть возможность выбирать, лучше, конечно, первое.
С уважением,
Дмитрий


Бывайце здаровы, жывiце багата!
Дмитрий, командир иап
#5 Гость_Фофан_*
Отправлено 28 January 2003 - 13:54
Ну наверно он тоже когда-то изнашивается, точнее вытягивается и требует замены, а стоит видимо несколько дороже, чем резиновые ремни. Кстати интересно, - раньше, лет этак 10-20 назад вообще все двигатели были «цепными», потом почему-то все резко перешли на ремни, - а теперь что, - все возвращается назад? Ну вообще-то понятно, - цепь надежней от обрывов, а так как почти все движки на сегодняшний день 16 клапанные, то это весьма актуально. Но наверное как и ремни, так и цепь , - каждое имеет свои достоинства и недостатки. Насколько я знаю, переход с цепи на ремни, в свое время был произведен больше из экономической целесообразности, чем обусловлено каким-то техническими потребностями. Интересно узнать мнение профессионала, - так сказать, теоретически, как это обстоит сегодня.
А теоретически потому, что возьму я Зафиру скорее всего с 1,8 (если конечно в последние момент во мне не проснется злостный растратчик). Дело в том, что разница между 1,8 движком и 2,2 составляет почти три тысячи баков (2800, - причем здесь я учел разницу в комплектации), и за эти деньги я имею на 0,4 литра больший объем, 22 лошади, 1 секунду при разгоне и 20 км в час в запасе (вряд ли стоит ездить на подобной машине свыше 200 км в час). А перспективе, - экономия на обслуживании (из-за цепи), но и амортизаторы и еще какая-то дребедень наверняка стоит немного дороже на двигатель 2,2, раз подвеска здесь несколько другая? Стало быть нельзя это считать экономией. К тому же разница в расходе бензина, - 1 литр, немного, но со временем набирается. Скорее всего ресурс двигателя 2,2 несколько больше чем 1,8, но при изначальной разнице в цене это вряд ли играет значение. Если вы считаете, что оба двигателя одинаково надежны, то скорее всего я предпочту 1,8. Ну а драйверские амбиции я уже удовлетворил лет 10 назад, когда занимался кроссом. Теперь чем больше вожу машину, тем почему-то спокойней езжу . Был бы признателен Вам, если вы поправите или одобрите мои выкладки.
«Оба - из алюминиевых сплавов»
Почему спросил об этом, - дело в том, что в популярной технической документации про 2.2 так и написано «алюминиевая четверка» (причем я не очень понимаю, что здесь имеется в виду), про 1,8 про алюминиевые сплавы не сказано нигде и ничего.
#6
Отправлено 28 January 2003 - 17:06
2. Реально, Back to the chain



3. Если "задел" между 2.2 и 1.8 по условиям задачи в Москве - 2800, то естественно, никакого смысла в последующих, уже псевдоэкономиях на Z22SE - нет. Не знаю, как по стоимости позиционирует запчасти московский офис GM, но у меня, что подвеска, что расходники стоят одинаково. Хотя ручаюсь на 90%, что первая проблема по подвеске у Вас будет не раньше чем через 40000км. Это тяги стабилизатора. У меня они стоят - почти копейки. Не говоря уже о заменах по гарантии. Ресурса же Z18XE - ...трудно подобрать слова, чтобы и не преувеличить, и не преуменьшить. В общем, скажу так: Ни одной проблемы на моторе-родителе, Х18ХЕ, связанной с физическим износом, даже на самых первых Вектрах 96-го года не зафиксировано. Все проблемы были связаны только с нарушением или требований по смазочным материалам (масло - Гавнол, движок - капут), или требований по антифризам (советикус тосоло - блок цилиндров капут), или межсервисный интервал ГРМ (встреча на Эльбе - поршней с клапанами). Беспокойств этот мотор у Вас не должен ни вызывать (перед покупкой), ни вызвать (после покупки

4. Я тоже не понимаю тех, кто на дорогах общего пользования, не совсем просторных и не совсем хороших, демонстрирует свою шумаХерОвую жизненную позицию. Одного такого, из числа знакомых, пригласил на трек. Вставил его на первом же повороте после старта. Потребовал, чтобы сначала ездить научился. Когда научится - дуреть перестанет...
Ну и Zafira - явно не для этого сделана. Хотя!!! В мае прошлого года Гансы, исключительно для выставки, привезли Зафиру, доработанную OPC - Opel Perfomance Center, призаводская студия тюнинга. В этом зверьке стоял мотор Z20LET - 2-литровая бензиновая турбированная четвёрка в 192 лошадки, вся в эксклюзивной аэродинамике и с оригинальной подвеской. Мне посчастливилось на Минском МКАДе поразвлекаться один раз на ней, вызывая офигенное удивление Биммеров и прочих Мерсов

5. Двигатели - алюминиевые сплавы. Поэтому в обоих - применяется спец-антифриз, специально для этих материалов разработанный...
Удачи!!!
С уважением,
Дмитрий


Бывайце здаровы, жывiце багата!
Дмитрий, командир иап
#7 Гость_Фофан_*
Отправлено 28 January 2003 - 19:33
Да, - тем не менее это действительно так. В Россию Зафира начала поставляться в конце 2002 года. Причем двигатель 1,8 только к комплектации Комфорт, а 2,2 только к Элегансу. Машина с 1,8 стоит «в базе» 18890, а 2,2 «в базе» 22800. Отбросим разницу в комплектациях (они не велики), - литые диски, боковые подушки безопасности и задние стеклоподъемники (ну какая-то еще мелочь), - и получим как раз приблизительные 2500-2800. Ну не стоит лишняя секунда или 20 лошадей две с половиной тысячи. Не тот это автомобиль. Если бы я хотел элегантность и быстроту, - купил бы 406. В эти деньги он бы имел двух литровый движок (кстати экономичней Опеля) кожу и все навороты. Плюс великолепную управляемость и внешний вид (ну нравится она мне, - ей Богу больше БМВ и иже с ними). Но задача была семейный кар драйв с максимально возможной «универсальностью», - велосипеды + собака + плюс теща (красавец Пежо все это не вынесет). Кроме всего машинка должна иметь возможность иногда и «выстрелить» (в целях безопасности той же семьи), но при этом не разорять и без того «несчастного» отца семейства. Поверьте, - я не нашел лучшего выбора. Зафира с одной из лучшей управляемостью среди компактвенов + самый большой багажник + 7 мест.
«Легче и проще поставить ролик и ремень, и даже балансирные валы, ремнём приводимые, нежели чем бороться с каждым граммом веса цепи и натяжителей, ставить дорогущие гидронатяжительные узлы»
Ну а кроме надежности в этом узле, для чего еще стоит использовать цепь?
«Ни одной проблемы на моторе-родителе, Х18ХЕ, связанной с физическим износом, даже на самых первых Вектрах 96-го года не зафиксировано.»
ГМ, - странно. Я считал, что двигатель Х18ХЕ-1,8-125 лошадок начал выпускаться не так давно.
И вот еще вопрос, - за счет чего этот 1,8 получил лишние десять лошадей? Вообщем-то я всегда считал, что более надежный двигатель тот, при котором на большем объеме снимается меньшая мощность (утрировано конечно). Так как форсировка далеко не всегда идет на пользу, точнее всегда НЕ на пользу. Может быть здесь я ошибаюсь?
«Двигатели - алюминиевые сплавы. Поэтому в обоих - применяется спец-антифриз, специально для этих материалов разработанный...»
Где в двигатели применяются алюминиевые сплавы? Блок? Головка? Почему спрашиваю, - скажем Форд решил не поставлять в Россию двигатели с обширным применением алюминия, - так как считает, что для «суровых русских будней» чугун более практичен и надежен. В общих чертах с Фордом можно согласиться.
Я тоже не понимаю тех, кто на дорогах общего пользования, не совсем просторных и не совсем хороших, демонстрирует свою шумаХерОвую жизненную позицию
Да пусть их, - убежден в том, что ДОРОГА всех рассудит и каждому воздаст по заслугам. Если выживут, - научаться прилично водить, ну а если нет…
Я как раз спокойно отношусь к ним. Да и надо сказать, что автомобиль сегодня давно уже не «средство передвижения», - а роскошь, жена и любовница, средство от головной боли и психотерапевт. «Отрываюсь» я иногда и сам, - на полигоне у друзей, иногда ночью (не скажу где), в общем потоке, - когда надо по уважительным и не всегда причинам. Правда повторюсь, - имея стаж более 20 лет и некоторые «заслуги перед отечеством» с искренней горечью замечаю, - вожу с каждым годом спокойнее, а отрываюсь благоразумнее.
К чему это я? Так вот, - просто Опель Зафира удобный, практичный и уверенно стоящий на дороге семейный автомобиль, - и вряд ли подойдет для увеличения адреналина и прилива крови к «межножью».
Многие тут в конференциях говорят, - ты чего собрался,10 лет на Зафире ездить? Отвечаю, - собрался. Вообщем то именно поэтому я тут и «докапываюсь» до мелочей, - пытаясь найти «золотую середину»
И надеюсь она и благополучно умрет в моих руках, но за это время не успеет окончательно разорить мой карман. Машина нужна как практичное семейное авто, - а от добра добра не ищут. Иначе я бы не стал покупать новую машину, а взял бы трехлетку. Ну а эстетствовать я буду на других машинках, - более подходящих для этой цели, но менее подходящих для того, чтобы назвать ЕЕ членом семьи.
#8
Отправлено 29 January 2003 - 17:03
Цитата: Цитата: В «базе» Зафира идет с кондиционером, но дополнительно можно заказать климат-контроль. Стоит ли? У меня не было машины с климатом, хотя конечно же я знаю что это такое, но стоит ли за это доплачивать? Если разница небольшая, то стоит. Весчь удобная в обращении: поставил нужную температуру и больше не притрагиваешься к блоку климата, он все сам сделает - и заслонки расставит и скорость вентилятора сам отрегулирует и температуру будет гнать ту, которую надо. |
Насчет того, что больше не притрагиваешься - Антон погорячился. Наверное все зависит от устройства климата, но в Галанте он не самый совершенный. Например когда стоишь на месте на холостом ходу, то он будет показывать явно завышенную внешнюю температуру и температура воздуха подаваемого в салон явно начнет уменьшаться. Я в этом случае увеличиваю температуру - благо это делается вращением легкой и удобной ручки, причем можно легко это делать в движении. Вообще весь блок климата на Галанте очень эргономичен и информативен. В немцах он обычно довольно усложненный (по крайней мере с виду).
Удобно еще и другое - пришел в машину, завел ее и все, климат сам решит когда ему надо включится, когда начать работать в полную мощность (на Галанте это происходит когда немного спадают прогревочные обороты у мотора), и т.д.
Резюме такое - в любом случае (даже если придется подкручивать температуру и закрывать заслонки, что бы на тебя не дул прохладный воздух

#9
Отправлено 30 January 2003 - 18:11
Я перечитал наш флейм, и вдруг испугался... Испугался того, что Вы могли подумать:
- Вот этот Фан, исполненный Опелевского рвения, рекламирует мне производителя массовых автомобилей, как супер-пупер-аллес-бренд. Хверрари просто, а не Опель у него получается!
Или
- Вот этот Фан, наверное, какой-нибудь очередной фанатик марки, не видящий ничего, кроме мячика, молнией пронзённого

Если Вы так подумали (а Вы вполне могли так подумать), то я хочу "категорически" поправиться

Зафира - действительно одно из лучших предложений в классе. И один из самых качественных авто в гамме Опель. Побить его в подразделениях "надёжность" и "экономичность" могут только японцы, но у них свои отрицательные моменты в области потребительских качеств и (у Тойоты, например) соотношении "цена/качество". Французы предпочтительней только в цифрах на бумаге, и в экстерьере. Практика показывает, что французские моторы экономичностью не отличаются. А что касается японцев, то они кушают меньше, чем заявляют

Что касается "фанатизьма", то продолжаю оставаться поклонником техники КБ Миля и ОКБ Сухого, на которой прошли лучшие годы из моей, хоть и сравнительно небольшой жизни, на сегодняшний день по крайней мере.
Теперь, могу перейти к конкретике.
1. Когда я сэмоционировал по поводу 2800 - разницы, то это я, скорее всего, поторопился, ибо в России (пока, вероятно), действуют други правила растаможки. Отсюда, наверное и довесок к сумме этого дифренса.
2. Когда не умели делать ремни, делали цепь. Когда научились делать ремни, то цепь временно ушла только на менее массовые авто. Сейчас, когда технологичность сборки и гидравлика систем натяжения предельно упростили и удешевили процесс сборки и регулировки движка, цепи снова возвращаются на массовых авто. Надёжность - не является ныне основным аргументом при возврате к цепным приводам, ибо ремни тоже достаточно надёжны.
3. Об Экотеке 1.8. Всего их - Большое количество модификаций, среди которых хочу выделить три основных:
Х18ХЕ - с 1995 года 125 коней.
Х18ХЕ1 - С 1999 года - 115 коней. Это совершенно другой мотор, к тому же прилично задушенный экологией.
Z18ХЕ - с 2001 года - 122 коня.
Опель стремился оправдать название "Экотек" внедрением самых экологически чистых систем управления двигателем. Так что никакой форсировки в Зеде - нет. Просто смогли, удушая экологией, достичь почти "историческую" мощность.
4. Об алюминии. В 1.8 - блок чугунный, алюминиевая только голова. 2.2 - алюминиевый полностью. О том, что декларирует Форд, ИМХО такое: Если существующие технологии и невозможность кардинально обновиться при убыточном бизнесе (а у Форда в европе - дело плохонько), то выдумывают PR-заявления. Вот, например, цветущий VAG, тот с 1996-7 года применяет алюминиевые моторы. В итоге на Passat и А-шки бывает бурчат у нас про подвески, про рулевое. А про моторы - тут всё в порядке, как раз-таки! Суровые русские будни на немецком алюминии в двигателе не отразились, по информации моих коллег с VW, во всяком случае.
5. Насчёт 10-лет. Не знаю, если честно сказать. Хотя статистика использования Астр и Вектр на протяжении длительного времени нашими силовиками говорит о том, что 5 лет использования, со всеё спецификой этих органов, машины выдержали.
Приношу извинения за задержавшийся ответ, пьяный трахтур Бералус гэпнул нам силовой кабель, находился посему, как без электричества, так и без Нета. А дома дочка не дала подойти к компьютеру

С уважением,
Дмитрий


Бывайце здаровы, жывiце багата!
Дмитрий, командир иап
#10 Гость_Фофан_*
Отправлено 01 February 2003 - 02:05
Это понятно, - но зачем тогда цепь? Просто пытаюсь уговорить себя на 2,2 движок и ищу аргументы. Зачем применять цепь, если и ремни надежны? В чем преимущества и недостатки цепи на сегодняшний день?
Х18ХЕ - с 1995 года 125 коней.
Х18ХЕ1 - С 1999 года - 115 коней. Это совершенно другой мотор, к тому же прилично задушенный экологией.
Z18ХЕ - с 2001 года - 122 коня.
НЕПОНИМАЮ. Раньше Астры и Вектры комплектовались двигателями с объемом 115 лошадей. Теперь Астра и Зафира предлагается с двигателем 1,8 с 125 лошадями (данные с сайта официального представителя GM в Москве). Получается теперь Опеля идут к нам с более старыми двигателями 1,8? Или просто "пририсовали" 3 лошадки? Но указания на 125 лошадей я встречаю везде, где последний год упоминается Зафира с 1,8.
Об алюминии. В 1.8 - блок чугунный, алюминиевая только голова. 2.2 - алюминиевый полностью. О том, что декларирует Форд, ИМХО такое: Если существующие технологии и невозможность кардинально обновиться при убыточном бизнесе (а у Форда в европе - дело плохонько), то выдумывают PR-заявления. Вот, например, цветущий VAG, тот с 1996-7 года применяет алюминиевые моторы. В итоге на Passat и А-шки бывает бурчат у нас про подвески, про рулевое. А про моторы - тут всё в порядке, как раз-таки! Суровые русские будни на немецком алюминии в двигателе не отразились, по информации моих коллег с VW, во всяком случае.
Я конечно понимаю, что в самолетостроениии обширно применяются алюминивые сплавы. Но не уверен, что именно такие же используют в автомобилестроении. Кстати в Россию Фольцвагены в основном поставляются с обычными 1,8 литровыми моторами (иногда турбированными). Блоки у них чугунные. А вот подвеска идет уже с применением алюминия, - и вот это и вызывает большинство нареканий. Очень плохо разбираюсь в маталловедении, но почему-то кажется, что "усталость" у алюминия несколько выше, чем у чугуна. В самолетостроении видимо применяются особые сплавы, что есть много дороже и сильно бы увеличило себестоимость, если бы применять их в авто. Форд имеет в своем арсенале двигатели с алюминием, но не оснащает их автомобили для России. Он считает, что резкие перепады температур, некачественное топливо и смазка более негативно отразяться на алюминии, чем на привычных сплавах.
Кстати, я посмотрел, что Зафиры с двигателями 1,8 и 2,2 в спецификациях позиционируются с одинаковым весом. Стало быть действительно подвеска у них скорее всего тоже одинаковая. Наверное все бы мои сомнения снял тест драйв, - но наши дилеры закупают себе только по одной Зафире, и не дают прокатиться, - типа плохая погода, туда-сюда, вообщем хотите берите, не хотите другие возьмут. Был на рынке, но и там Зафиры попалась только одна, да и то с 1,6 литровым движком. Так что сравнить не могу.
Насчёт 10-лет. Не знаю, если честно сказать. Хотя статистика использования Астр и Вектр на протяжении длительного времени нашими силовиками говорит о том, что 5 лет использования, со всеё спецификой этих органов, машины выдержали.
А почему нет? У меня сейчас Ауди 89 года (езжу на ней пять лет, и до этого она была год в России). Ну так она ездит, а износ поршневой группы составляет около 60 % (при пробеге в 290000). Правда движок 2,3 литра. Ну и что? А у соседа Вектра 92 года с объемом 1,8, - тоже пока без капремонта. Про дремучии Фольцвагены я вообще не говорю. Или теперь машинки делают с меньшим запасом прочности?
Кстати, наши силовики (и не только) пользуют в основном Форды. А сейчас вообще закупили кучу Всеволжских Фокусов.
#11
Отправлено 01 February 2003 - 14:53
Нельзя сказать, что в каком-то из приводов ГРМ есть какие-то особенные преимущества и недостатки. Биммермерс, например, кичатся своими цепными моторами, дескать и прочность там, и надёжность там. А японцы и французы, которые тоже весьма и весьма приличные мастера моторы делать, пусть не сравнятся с японцами в экономичности, но тоже очень надёжны - те без особой помпы ставят ремни и не жужжат их потребители

Тот мотор, что сейчас на ВектрАстраЗафира, который 1.8 ставится - по железу практически идентичен 115-сильному Х18ХЕ1 старому. По заводской документации этот Z18XE - 122 сильный. Почему он в России стал 125-сильным?... Воздух, наверное, в России-матушке такой, богатырский, на моторе немецком так сказывается

Что касается алюминия, то никаких проблем в корпусных деталях, не испытывающих ударных нагрузок и перегрузок, возникать не должно. Я не буду спорить и обсуждать VW, ибо имею лично-историческую, пусть смехоскопическую, но неприязнь к этой марке, знаю её несильно, и никогда особо ей не интересовался. Но в "подвесках"

Вот отсюда, точнее, из данного сообщения, и того мессага, и возникают у меня сомнения по поводу реального использования нового современного автомобиля, продукта отличной от нашей цивилизации, на дорогах наших реалий в течение 10 и более лет.
С уважением,
Дмитрий


Бывайце здаровы, жывiце багата!
Дмитрий, командир иап