Перейти к содержимому


- - - - -

Опыт ремонта генератора Bosch. Отчёт. Много.


Тема находится в архиве. Это значит, что в нее нельзя ответить.
Сообщений в теме: 16

#1 Гость_Spez_*

Гость_Spez_*
  • Гости

Отправлено 09 February 2002 - 03:03

Достали скачки напряжения и следы выкипания электролита на аккуме.
После езды с временно подключёнными амперметром и вольтметром выяснилось, что имеют место быть
3 случая: либо ток зарядки аккума равен 30 А и напряжение 18 В (аккум кипит), либо напряжение
равно напряжению аккума и ток зарядки, соответственно, нулю, либо напряжение 13,5 - 14 В, ток
зарядки в норме.
И эти три состояния чередовались по закону случайных чисел.
Снял генератор, стал проверять регулятор напряжения. Обнаружились интересные вещи.

Интересная вещь первая: устроен генератор как у 08-09-099, регулятор напряжения питается от
трёх дополнительных диодов, но вот вывода на силовой плюс моста нету, в качестве управляющего
сигнала используется то же напряжение с дополнительных диодов. При такой схеме
падение напряжения на положительном плече силового моста в зависимости от нагрузки либо вообще
не учитывается (что скорее всего), либо учитывается косвенно, по возрастанию тока обмотки
возбуждения, но тогда этот регулятор должен иметь очень хитрую характеристику: он должен
увеличивать ток в обмотке возбуждения при падении напряжения на выводе с дополнительных диодов
не до тех пор, пока оное напряжение на этом же выводе не станет равным исходному, а до тех пор,
пока оно не превысит исходное на величину, определяемую, в свою очередь, значением тока обмотки
возбуждения и достаточную для компенсации падения напряжения на силовых диодах при увеличившейся
нагрузке. Определить, так это или нет, можно было измерив напряжение на выводе доп. диодов
при одной и той же частоте вращения но с разной нагрузкой, но тогда генератор надо ставить
обратно на машину, а я его уже снял и принёс домой и нести его обратно для изучения голой теории
было лень.
Тем более что, как оказалось, этот регулятор всё равно спортился.

Интересная вещь вторая: при проверке регулятора напряжения по обычной методике, с подключением
лампочки 5 Вт к щёткам и подачей напряжения на массу и управляющий вывод лампа вела себя как
положено, при увеличении напряжения меркла и наоборот. Но максимальный ток в обмотке возбуждения
в данном генераторе 3 А, поэтому соединил параллельно несколько ламп (какие были) и подключил их
к зарядному устройству, подбором числа ламп установил ток 3 А. Дальше эту люстру подключил
к щёткам регулятора, смысл - нагрузить регулятор проектным током в 3 А. И вот тут-то всё
и выяснилось.
Сначала он держался, но минуты через 2 регулировать что-либо прекратил и стал выдавать на нагрузку
то же напряжение, что и на входе. После перекура и осмысливания результатов повторил проверку,
на сей раз прекращение регулирования произошло через 1 минуту. Что-то там внутри нагревается и
отходит, это ясно. Может, пайка, может - трешина в плате с детальками, но сами детальки
однозначно нормальные, иначе он бы вообще ни секунды не работал.
Замечу попутно: не стоит рассчитывать на то, что "вот именно у меня максимальный ток достигнут
не будет, он наверное только кратковременно таким бывает", - нет, даже при средней нагрузке
обмотка возбуждения работает на максимальном токе всякий раз, когда малы обороты, т.е. на
холостом ходу.
Разломал я этот конечно же неразборный корпус и вот тут наступил абзац.
Вся плата с двух сторон залита чем-то вроде эпоксидной смолы. Ацетоном-бензином не растворяется,
отковырять можно только вместе с детальками, после предварительного размягчения этого слитка
молотком. Буржуины проклятые, его же починить можно было!
Специально, видимо, сделано, чтобы клиент в любом случае за новой запчастью топал. Идеология
фирмы, блин. Способ увеличения продаж, мать их.

Значит не бывать этому.
В ближайшем подвале "Автозапчасти" купил за 35р самый дешевый (назло Bosch'у)
регулятор. Таковым оказалась "шоколадка" 44.3702, продававшаяся как "для Газели"
и рассчитанная, судя по надписи на ней, на ток до 5 А. Потом побывал в книжном, полистал
книгу про уазик (про Газель не было, а двиг там такой же) и, унеся без оплаты
полученные знания, принялся за переделку.
Теоретическая часть. "Шоколадка" рассчитана на работу с генератором вообще без дополнительных
диодов. Так что в моем случае проще было бы поставить регулятор от 08-09. Но так 2109 была
у меня 12 лет и 08-й регулятор мне знаком не понаслышке....ну далее понятно, хотя он действительно
очень хороший, но только когда работает. Кроме того, схема с дополнительными диодами по моему
опыту вообще менее надёжна, чтоб в случае чего до них долезть, надо разбирать генератор, а это
трудно да и зачем, если есть более простая и надежная альтернатива. Значит дополнительные
диоды не используем.
Оставалось решить один вопрос - как с новым регулятором запитать обмотку возбуждения. У "шоколадки"
4 вывода: 2 вывода "В" - один на щётку, другой на плюс, внутри они соединены, вывод "Ш" - на
вторую щётку, вывод без маркировки - на массу. Тот "В", который на плюс, самое лучшее подключить
к "+" аккума, но тогда регулятор будет включён постоянно, он же сам не понимает, работает двиг
или нет. Можно его подключить к любой цепи, где при включении зажигания появляется плюс, но
тогда регулятор будет ориентироваться на напряжение именно в этой цепи, а как
там чувствует себя аккум ему будет по фигу. Поэтому всё-таки
я решил подключать этот вывод к плюсу аккума через нормально разомкнутое доп. реле, а обмотку
реле - к цепи "коммутатор - катушка зажигания".
Практическая часть. Начинка старого регулятора удаляется. Вывод от доп. диодов генератора
изолируется и не используется. Щёткодержатель остается, к выводам щёток припаиваются провода,
выводятся наружу и припаиваются к выводам "В" и "Ш" шоколадки.
Больше никаких проводов и контактов к щёткам подходить не должно.
Шоколадка крепится за массовый вывод к шпильке корпуса генератора ещё одной гайкой.
Вывод "В" - на контакт доп. реле, со 2-го контакта - на "+" аккума, обмотка реле - на массу
и куда-нибудь, где есть плюс при включённом зажигании. Реле лучше ушастое, за ухо его можно
прикрепить под любым болтом. Купил в том же подвале за 20р.

Результат: 1) всё работает 2) Bosch отдыхает 3) оказывается, Газели и Уазики - это полезно.
Можно клеить наклейку "Адаптировано к применению в России".
Побочный результат: лампа зарядки генератора, которая в приборке, погасла навечно. Подключать
её куда-либо мне лень. Лучше амперметр врежу. Хотя подключить при желании можно: к массе и к
плюсу, где он есть при включённом зажигании через нормально замкнутое реле. Обмотку реле к
массе и к выводу доп. диодов.
И ещё момент: диодный мост, доп. диоды и рег. напр. омметром проверять не надо. Бесполезно это.
Посмотреть в букваре, на какой ток эти девайсы рассчитаны, им и проверять, от мощного зарядного
устройства с амперметром, нужный ток устанавливается включённым последовательно балластным
сопротивлением (хотя бы лампами).
Если машина относительно свежая и в перспективе будет продана, то шоколадка "Сделано в России"
на бошевском генераторе уменьшит её цену однозначно, и тогда конечно лучше фирменный регулятор,
но на период привыкания к его цене и в ожидании, когда его привезут из Германии, данную методу
можно использовать как временное решение (ездить-то надо!), хотя, как известно, нет ничего
более постоянного, чем временное.

Совсем забыл. Машина - Audi 80, но вряд ли это важно, бошевские генераторы много где стоят.

#2 В.М.

В.М.

    профессионал

  • Гаражники
  • PipPipPip
  • 2073 сообщений

Отправлено 09 February 2002 - 06:56

В.М.(Казанова на пенсии)

#3 rtty

rtty

    Временно отсутствует

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 9810 сообщений

Отправлено 09 February 2002 - 20:38

Как раз тот случай, когда все описано на оптимальном для ЗР уровне - не слишком заумно (даже на мой взгляд, с некоторыми заблуждениями, но это еще проверить надо), доступно для не очень уверенного в своих электротехнических способностях пользователя, отвечает одной из особенностей журнала (помните "25 деталей для запорожца из пробки от шампанского"?) и соответствует чаяниям нашего человека не платить кучу денег непонятно за что. И хотя большинство автоэлектриков знает массу подобных способов ремонта и бошевского и других генераторов, делиться знаниями они редко поспешают.



#4 Гость_Spez_*

Гость_Spez_*
  • Гости

Отправлено 10 February 2002 - 03:51

но был бы очень признателен за более конкретные замечания в плане "заблуждений"

#5 rtty

rtty

    Временно отсутствует

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 9810 сообщений

Отправлено 10 February 2002 - 23:10

Да и критический отзыв писать не собирался. Но если хочется подискутировать... Ну например,

В ответ на:


регулятор напряжения питается от
трёх дополнительных диодов, но вот вывода на силовой плюс моста нету, в качестве управляющего
сигнала используется то же напряжение с дополнительных диодов. При такой схеме
падение напряжения на положительном плече силового моста в зависимости от нагрузки либо вообще
не учитывается (что скорее всего), либо учитывается косвенно


А как же соединение через контрольную лампу? Когда генератор работает напряжение с выхода силовых диодов практически без падения передается через нее на вход регулятора. Вот вам и контроль.

В ответ на:


Так что в моем случае проще было бы поставить регулятор от 08-09. Но так 2109 была
у меня 12 лет и 08-й регулятор мне знаком не понаслышке....ну далее понятно, хотя он действительно
очень хороший, но только когда работает


У меня противоположные впечатления от работы зубильных генераторов. Достаточно надежная техника. У вас, кстати, если я правильно понял, скончался интегральный, залитый компаундом регулятор бошевского генератора. Смешно в такой ситуации пинать восьмерочный.



#6 Гость_Spez_*

Гость_Spez_*
  • Гости

Отправлено 11 February 2002 - 06:48

Опять длинный текст слов, ну никак не получается научится у Вас краткости.
Мы имеем соединённую звездой трехфазную обмотку статора с тремя выводами.
К каждому из этих трех выводов подключено по 3 диода: силовой на массу, силовой на плюс
и дополнительный тоже на плюс, но на отдельный плюс, назовём его дополнительным. К нему подключается
один вывод обмотки возбуждения, второй вывод - через регулятор напряжения - к массе.
С дополнительного же плюса идёт управляющий вывод на регулятор напряжения.

При отсутствии нагрузки на генератор напряжения на силовом и дополнительном плюсе будут равны.
Это просто два диода с одних и тех же концов одной и той же обмотки.

Между ними, кстати, включена контрольная лампа, к дополнительному плюсу она подключена постоянно,
а к силовому подключается при включении зажигания. Получилась лампа между двумя плюсами.
При включении нагрузки напряжение во внешней цепи упадёт. Через силовые диоды будет идти
неслабый ток. Соответственно снизится переменное напряжение на выводах обмотки статора.
Это, в свою очередь, приведёт к снижению напряжения на дополнительном плюсе. Регулятор, заценив
это дело, начнёт увеличивать ток в обмотке возбуждения, до тех пор пока напряжение на
дополнительном плюсе не станет равным, ну для простоты дела, исходному, хотя вот этот момент
лично мной недоисследован, см. предыдущий мой мессаг. Возможно, есть коррекция регулирования
в зависимости от проходящего через регулятор тока.
Этот самый ток, проходящий через регулятор, проходит также через дополнительные диоды,
обмотку возбуждения и отрицательные силовые диоды. Они общие как для обмотки возбуждения, так и
для силовой цепи. Таким образом, падение напряжения на отрицательном плече силового моста
учитывается.
Между дополнительным и силовым плюсами включена контрольная лампа. Каково максимальное падение
напряжения на силовом диоде? Мне известна цифра 1 В. Значит, мы имеем разность потенциалов 1 В,
и к этому подключена лампочка 12В/3Вт. Когда она горит, через неё идёт ток 3/12 = 0,25 А.
Сопротивление лампочки 12/0,25 = 48 ом.
При напряжении 1 В ток через лампочку 1/48 = считайте сами, калькулятор Windows выдал какую-
то дичь, 2,08 и 3 в периоде умноженное на "е минус 2" (на 10 в минус второй, что ли?),
а другого калькулятора поблизости не обнаружилось. Заодно оцените, насколько такой ток может
повлиять на другой ток, ( 3 А ) проходящий через регулятор.
При падении напряжения на силовых диодах 2 или даже 3 В соответственно в 2 или 3 раза
увеличится ток через лампочку. Правда, множитель "10 в минус второй" всё равно останется.

ЗЫ. Насчёт регулятора 08-09 - ну кому что нравится, он устанавливается наиболее просто, и я
честно об этом написал, будем считать это моим субъективным отношением к ВАЗам.

#7 rtty

rtty

    Временно отсутствует

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 9810 сообщений

Отправлено 11 February 2002 - 07:32

когда много слов, значит у посетителей не будет проблем с пониманием.
У меня они есть. Когда мы рассматриваем лампочку в момент нормальной, штатной работы генератора, она, как известно, не горит, то есть расчеты не из того режима. Собственно, там и считать ничего особенно не надо, лампочка отбирает ток из контура регулирования, а не из контура силового питания коллектора генератора. При этом ее сопротивлением можно пренебречь, даже с учетом того, что при расчете оного вы раз в десять ошиблись, приняв лампочку горящей. Данный ток и является управляющим, только он управляет не питанием коллектора напрямую (этим занимаются дополнительные диоды), а питанием измерительной цепи регулятора. Поскольку сопротивление этой цепи велико по сравнению с сопротивлением даже холодной лампочки, то напряжение на лампочке стремится к нулю, чем и достигается эффект компенсации изменения падения напряжения на силовых диодах с ростом тока нагрузки.



#8 rtty

rtty

    Временно отсутствует

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 9810 сообщений

Отправлено 11 February 2002 - 08:34

у них тоже этим занимаются : http://www.geocities.com/MotorCity/4242/alternator_ext-reg.html







#9 Гость_Spez_*

Гость_Spez_*
  • Гости

Отправлено 11 February 2002 - 09:07

Кажется начал Вас понимать.
Постарайтесь на этот раз повнимательней.
Мы имеем соединённую звездой трехфазную обмотку статора с тремя выводами.
К каждому из этих трех выводов подключено по 3 диода: силовой на массу, силовой на плюс
и дополнительный тоже на плюс, но на отдельный плюс, назовём его дополнительным. К нему подключается
один вывод обмотки возбуждения, второй вывод - через регулятор напряжения - к массе.
С дополнительного же плюса идёт управляющий вывод на регулятор напряжения.
То есть, проще говоря, всё нижеперечисленное сходится в одной точке:
1. управляющий вывод на регулятор напряжения.
2. один вывод обмотки возбуждения (щётка)
3. вывод от дополнительных диодов
4. вывод от контрольной лампочки.
Все эти выводы соединены соединены вместе. У Bosch'а так.
У этого регулятора ТРИ вывода, а не четыре. Всего три, включая массу. Залитая компаундом
чёрная пластмассовая коробочка, из которой выходят 3 контакта:
1- на массу
2- на отрицательную щётку
3- управляющий, на вышеуказанную "скрутку" из 4-х выводов.
Усё!
Но на всякий случай ещё раз:
Измерительная цепь регулятора подключена к положительной щётке, которая постоянно подключена
к выводу доп. диодов. И контрольная лампа туда же подключена. Второй вывод от лампы - к общему
плюсу.
Ну нету тут отдельной высокоомной цепи, которая бы через лампочку питалась от силового плюса.
Где Вы такое видели? На 08-09 тоже её нет...

#10 Гость_Spez_*

Гость_Spez_*
  • Гости

Отправлено 11 February 2002 - 09:13

Меняют Bosch на Ford Motorcraft

#11 rtty

rtty

    Временно отсутствует

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 9810 сообщений

Отправлено 11 February 2002 - 10:03

Когда я говорил о высокоомной измерительной цепи, я имел в виду цепь внутри интегрального регулятора. Регулирование осуществляется таким образом (ну не заставляйте меня писать подробней, умоляю, лень...), что любые изменения тока через щетки (это ток дополнительных диодов минус собственное потребление регулятора), тока нагрузки, оборотов, температуры, в общем всего, парируются. Через лампочку течет только очень небольшой ток управления, что не вызывает заметного падения напряжения на ней. В конце концов это легко проверить. Берем вольтамперную характеристику силового диода, а именно ее прямую ветвь. Теоретически напряжение на переходе не должно зависеть от тока, практически оно очень сильно зависит. Смотрим на сколько оно изменяется при изменении нагрузки от единиц ампер до тока полной нагрузки. По вашей теории все это изменение должно быть приложено к лампочке (насчет хитрых характеристик регулирования в схеме "таблетки" вы правы, там их нет). Вот это можно и померять прямо вольтметром на лампочке.



#12 Гость_Spez_*

Гость_Spez_*
  • Гости

Отправлено 11 February 2002 - 11:47

Ну лень так лень. Значит, оставляю без комментариев.

#13 rtty

rtty

    Временно отсутствует

  • Гаражники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 9810 сообщений

Отправлено 11 February 2002 - 17:39

Может я и не прав, действительно нет ни времени не желания разбираться подробней. Я же в порядке обсуждения, там сразу написал, что это мнение требует уточнения. У меня даже точной схемы под руками нет.



#14 Гость_K.Sergey1_*

Гость_K.Sergey1_*
  • Гости

Отправлено 11 February 2002 - 17:47

Слишком много написал, лень читать. Была такая же проблема на Кадете генератор Бош. Просто купил новую таблетку толи от 09 или 10-ки какая подошла по внешнему виду впаял отъездил 2 года. так и продал в рабочем состоянии.

#15 Гость_Spez_*

Гость_Spez_*
  • Гости

Отправлено 11 February 2002 - 21:22

В ответ на:


Может я и не прав, действительно нет ни времени не желания разбираться подробней
У меня даже точной схемы под руками нет.


Вот это типичнейший образчик расейского менталитета. В наихудшем виде.
При отсутствии схемы и желания разбираться обсуждение есть не более чем трёп.

Вы же совершенно не понимаете, как работает генератор. При перегорании лампочки, по вашему,
должна выходить из строя вся система. Можно контрольный вопрос, чтоб мне определится, с кем я
имею дело?
Можно ли с ходу завести машину с вообще снятым аккумулятором?
Во избежание демагогии, варианты ответов:
1. Да
2. Нет



#16 Гость_SVG Audi100 44_*

Гость_SVG Audi100 44_*
  • Гости

Отправлено 11 February 2002 - 21:31

Может быть,это самый простой способ зажечь лампочку в приборной панели:


Резистор,наверное,придется подобрать
Однако, амперметр- лучше всех.

Сергей

#17 Гость_Spez_*

Гость_Spez_*
  • Гости

Отправлено 11 February 2002 - 23:47

Если от 10-ки - то ни о каких заблуждениях, в отличие от rtty, говорить не могу, даже в
порядке обсуждения, т.к. 10-й регулятор просто не знаю. ("нет ни схемы....") А вдруг его,
действительно, с Боша передрали и он встает как родной.

Если от 9-ки и всё заработало. Напряжение при макс. нагрузке снизится на 1В, вместо 14 будет 13
но этого хватит в большинстве случаев. Проблемы могут возникнуть при коротких поездках зимой.
(опять же, смотря какая зима...)
Хотя по-нормальному от 9-ки устанавливается наиболее просто. Но это 53-я строчка моего опуса...




Яндекс.Метрика