Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Любопытные (и малоизвестные) факты из истории советского автопрома


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 yuryv

yuryv

    любитель

  • Гаражники
  • PipPip
  • 353 сообщений

Отправлено 10 Январь 2020 - 21:46

Я с детства интересуюсь историей автомобиля, в том числе историей автомобиля в России и СССР.

Хочу здесь привести некоторые факты советской автомобильной истории, которые могут паказаться интересными форумчанам.

 

Каждому советскому гражданину - по автомобилю!

Такая программа серьезно рассматривалась в конце 20-х годов в СССР.

20 и 21 июля 1927 года газета «Правда» вышла с большой программной статьей Николая Осинского под названием «Американский автомобиль или российская телега?» «Нашим лозунгом должно быть, – писал автор, – не более чем за десять-пятнадцать лет посадить на автомашину каждого рабочего и крестьянина СССР».

То есть, по крайней мере, к 1942 году у каждого советского взрослого гражданина должен был быть свой автомобиль.

Мечта, конечно, оказалась несбыточной. Но уже через 5 лет, в 1932 году начал работать построенный американцами завод ГАЗ и стал выпускать "советские Форды", как тогда говорили и писали.

 

ГАЗ-А - за 101-й километр

Советские Форды (ГАЗ-А, полуторка ГАЗ-АА) фактически сделали революцию в массовом автомобильном производстве СССР. Но уже в 1937 году Сталину стало не нравиться, что улицы Москвы заполонены пусть советскими, но Фордами, американского происхождения. И был издан указ о высылке всех автомобилей ГАЗ-А за пределы Москвы, в провинцию, чтобы не мозолили глаза. Об этом в номере 6 за 1937 год писал журнал За рулем:

"Несколько автохозяйств Москвы нарушили постановление правительства об отправке в провинцию машин ГАЗ-А и продолжают пользоваться этими машинами для поездок по Москве. Исходя из приказа Народного комиссара внутренних дел СССР - Генерального комиссара государственной безопасности т. Ежова - постовым милиционерам вменено в обязанность задерживать на улицах Москвы все эти машины. Водители задерживаемых машин будут арестовываться на срок от 3 до 5 суток. Пассажиры будут штрафоваться в размере 100 рублей. Начальники гаражей будут привлекаться к уголовной ответственности."

 

Все - в Автодор!

Раз уж СССР решил догнать и обогнать Америку по автомобилям, начали, как и положено в таком обществе, с добровольно-принудительного членства в руководимом государством обществе. В 1927 году было создано Одавто – «Общество друзей автомобиля и хорошей дороги», которое вскоре было переименовано в Автодор. Но скоро стало понятно, что в этом обществе собираются готовить не водителей для собственных лимузинов, а водителей военных грузовиков и танков. В июне 1929 г. в журнале «За рулем» был опубликован откровенный призыв: «Комсомолец – за руль машины! От мотоцикла легко перейти к автомобилю, с автомобиля на трактор, с трактора на танк».

Между тем в начале тридцатых в Автодоре уже были тысячи членов. Они не только помогали обществу своими кровными деньгами, но и "добровольно" шефствовали (с тачкой и лопатой) над дорогами.

Однако в 1935 году Автодор был ликвидирован. И не собственным съездом, а росчерком кремлевского пера. Он восемь лет посылал своих членов вкалывать «в порядке шефства» на строительстве дорог. На смену автодоровцам, которые уже начали роптать и выходить из общества, подоспела многотысячная армия рабов из ГУЛага.

 

Лозунг "каждому рабочему и крестьянину по автомобилю" скоро забыли и частные автомили стали пряником у властей для номенклатурной прослойки и особо благонадежных граждан.


Кстати, и Гитлер – правда, значительно позже – мошеннически увлек граждан идеей «народного автомобиля» (по-немецки – Volkswagen). Но «прекрасные, неясные мечты» не для немцев – они любят конкретность, поэтому им продемонстрировали очень хорошую, сравнительно недорогую модель Фольксваген-«Жук» и объявили на нее в 1938 году всенародную подписку. Чтобы получить «Жука», надо было сдавать по 5 рейхсмарок еженедельно в течение четырех лет. И сдавали. И были, несмотря на конкретность обещаний, так же надуты, как автодоровцы. Честно платившие взносы рядовые немцы, желавшие ездить на собственных новых автомобилях, вместо них получили повестки в вермахт, а на построенном на их деньги заводе начали выпускать максимально унифицированный по механической начинке с гражданской моделью армейский Kübelwagen.


Сообщение отредактировал yuryv: 10 Январь 2020 - 21:43

  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика