О чем нам поведает анализ отработавшего масла?
Многие отечественные автолюбители при очередной смене моторного масла иногда отбирают пробу и сдают ее на исследование в лабораторию Oil Club, МИЦГСМ и пр.
При этом они полагают, что на основании показателей концентрации в масле металлов - продуктов износа смогут сделать вывод о том, как хорошо или плохо используемое ими масло защищает мотор от изнашивания, а также оценить техническое состояние своего двигателя. Делают они это путем сравнения полученных показателей своего «анализа» с «анализами» других любителей, в лучшем случае имеющих в пользовании авто с точно таким же двигателем, в худшем – со всеми подряд.
Это занятие хоть и зело увлекательное, но совершенно бессмысленное. Проиллюстрирую на простом примере.
Однажды хорошо известный в сети разоблачитель всего и вся Сергей Смирнов решил провести эксперимент: взял БМВ 740 с двигателем V-8 «первого поколения», слил отработку, сделал промывку промывочным маслом, слил его, а затем залил в картер это же промывочное масло, да еще вытащил фильтрующий картридж из корпуса масляного фильтра.
Словом, ужесточил условия работы мотора применив масло слишком малой вязкости (около 6 сСт при 100 С) исключив его фильтрацию.
Проехав пару тыс. км он получил вот такой результат.
http://ic.pics.livejournal.com/bmwservice/44166753/56795/56795_original.png
Как видите, мотор при эксперименте не только не помер, но и практически не износился -концентрация металлов в масле довольно таки низкая, что свидетельствует о том, что старые моторы БМВ были сделаны очень добротно и их сложно ушатать даже низкокачественным маслом.
Затем экспериментатор вставил в корпус фильтрующий картридж, проехал 3000 км и снова сделал исследование образца отработки.
http://ic.pics.livejournal.com/bmwservice/44166753/59661/59661_original.png
Если сравнить эти 2 образца, то становится ясно, что фильтр извлек из масла как минимум:
кальций: было 137 ppm, стало 4 ppm (-133 мг/кг);
цинк: было 112 ppm, стало 15 ppm (-97 мг/кг);
медь: было 52 ppm, стало 7 ppm (-45 мг/кг);
железо: было 18 ppm, стало 5 ppm (-13 мг/кг);
магний: было 14 ppm, стало 3 ppm (-11 мг/кг).
Как минимум, потому что за 3000 км пробега с фильтром в масло поступило еще какое-то количество металлов, которые тоже были извлечены фильтром.
Говоря обывательским языком: фильтр сократил концентрацию различных металлов в 4…33 раза. Или по-другому: фильтр извлек 90% (!!!) ранее попавших в масло металлов.
Эксперимент наглядно показал, что бОльшая часть металлических частиц - продуктов износа деталей двигателя извлекается масляным фильтром, а в масле остается лишь то, что он еще не успел извлечь. Либо не смог извлечь из-за полного заполнения фильтра и прекращения фильтрации, что может проявляться при длительной эксплуатации в зимнее время с частыми короткими поездками или при очень больших пробегах.
Следовательно, делать выводы о том, как хорошо (или плохо) используемое масло защищает мотор от изнашивания, сопоставляя показатели концентрации металлов в отработке своего мотора с показателями других моторов, занятие совершенно бессмысленное – напрасная трата времени и денег.
Ибо бОльшая часть попавших в масло металлов оседает в фильтре тонкой очистки, а их содержимое любителями никогда не исследуется.
Единственная практическая ценность исследования образца отработки заключается в определении правильности выбранного интервала замены масла путем определения насколько приблизились отдельные показатели (изменение вязкости, щелочности, кислотности и пр.) к браковочным, превышение которых свидетельствует о непригодности масел к дальнейшему использованию.
Проще говоря, если исследование отработки покажет, что какой-то из браковочных показателей превысил установленный предел – пробег авто от замены до замены нужно снизить, а если не превысил – можно увеличить или по крайней мере оставить без изменения.
Но даже такая оценка затруднительна, т.к. нет единых общепринятых браковочных показателей моторных масел, как говорится – есть мнения.
Браковочные показатели можно посмотреть тут http://i9.pixs.ru/storage/5/1/3/2jpg_6486846_22286513.jpg
Поэтому если кто-то из вас прочитает утверждения каких-нибудь «знатоков» из отечественных или импортных виртуальных оилклубов, что, дескать, «анализ отработки» используемого вами масла точно покажет как хорошо или плохо оно защищает мотор от изнашивания, знайте, что это просто способ задурить вам голову и выманить деньги, или в лучшем случае совет некомпетентных людей.
Всем удачи!
Статья С. Смирнова тут, но сразу предупреждаю: очень нудная и читать ее целиком тяжело http://bmwservice.livejournal.com/83842.html